В первом полугодии рынок просел на 36%

В первом полугодии рынок ритейла в России сократился на 34-36%

В штучном исчислении продажи снизились на 36% и составили 10,49 млн (год назад — 16,4 млн), подсчитал крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть» (3700 салонов в России). В деньгах рынок просел чуть меньше — на 32,1% (с 86,6 млрд руб. до 58,9 млрд руб.). Второй квартал оказался хуже первого по темпам падения как продаж (42,2% и 29% к аналогичному периоду 2008 г. соответственно), так и выручки (34,3% и 29,8%). А общий объем продаж телефонов во II квартале впервые как минимум за четыре года был меньшим, чем в I квартале (5,03 млн и 5,46 млн соответственно). Правда, пик падения пришелся на апрель, в мае — июне продажи начали расти, а рынок — восстанавливаться, отмечает президент «Евросети» Александр Малис.

На шесть лет назад

За первое полугодие в России продано на 34-36% меньше сотовых телефонов, чем годом ранее. Примерно на столько же упала и выручка ритейлеров

В штучном исчислении продажи снизились на 36% и составили 10,49 млн (год назад — 16,4 млн), подсчитал крупнейший сотовый ритейлер «Евросеть» (3700 салонов в России). В деньгах рынок просел чуть меньше — на 32,1% (с 86,6 млрд руб. до 58,9 млрд руб.). Второй квартал оказался хуже первого по темпам падения как продаж (42,2% и 29% к аналогичному периоду 2008 г. соответственно), так и выручки (34,3% и 29,8%). А общий объем продаж телефонов во II квартале впервые как минимум за четыре года был меньшим, чем в I квартале (5,03 млн и 5,46 млн соответственно). Правда, пик падения пришелся на апрель, в мае — июне продажи начали расти, а рынок — восстанавливаться, отмечает президент «Евросети» Александр Малис.

Бывший вице-президент «Евросети» по маркетингу (2002-2007 гг.), а ныне преподаватель программы «МВА-маркетинг» Академии народного хозяйства Владимир Богданов в целом согласен с данными бывшего работодателя. По его оценке, за полгода продано 10,75 млн трубок — это на 34% меньше, чем годом ранее, и даже меньше, чем в январе — июне 2004 г., т. е. рынок «отброшен почти на шесть лет назад». В деньгах падение составило, по мнению Богданова, 35%: продавцы заработали 54,6 млрд руб., чуть больше, чем за тот же период 2004 г. (см. график на стр. А1). Продажи трубок в кредит сократились за год еще больше — на 52% до 9,56 млрд руб. Если в январе — июне 2008 г. в кредит было приобретено около 19% телефонов, то нынче — всего 8%, следует из отчета Богданова.

Сейчас рынок оживает, соглашается с «Евросетью» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Люди преодолели ценовой шок начала года, когда телефоны резко подорожали из-за девальвации рубля, объясняет он. По данным «Евросети», средняя цена проданного телефона в I квартале (в начале которого сохранялись старые цены) составила 5520 руб., а во II квартале выросла до 5709 руб.

Во втором полугодии рост продаж продолжится, надеется ритейлер. Конец августа и начало сентября — обычно горячий сезон на этом рынке, а в IV квартале происходит предпраздничный всплеск продаж, напоминает пресс-секретарь «Евросети» Ульяна Смольская. Тем не менее в целом за год в России будет продано все равно на 39% меньше трубок, чем в прошлом, — 22,8 млн, прогнозирует «Евросеть». Муртазин более оптимистичен: в 2009 г. в России гарантированно будет продано 25 млн телефонов, а если не будет «второй волны» кризиса — 29-30 млн.

Второй по величине сотовый ритейлер России — МТС (2800 салонов) ориентируется на закрытые данные GfK, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Согласно этим данным, в первые пять месяцев 2009 г. продажи телефонов сократились, но не так сильно, как показывают «Евросеть» и Богданов.

«Связной» (1750 салонов) не стал делиться оценкой ситуации на рынке.

(с) Олег Сальманов, Анастасия Голицына, ” Ведомости “, 06.07.2009, №122 (2392)

Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в первом полугодии 2009 года

1. Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в первом полугодии 2009 года

В 1Q09 в России было продано 5,46 млн. сотовых телефонов. Это количество на 29 % ниже количества розничных продаж сотовых телефонов в РФ в 1Q08 и на 42% ниже количества розничных продаж сотовых телефонов в 4Q08.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в 1Q09 составила 5 520 руб., что на 1% ниже цены сотового телефона, проданного в 1Q08 (5 576 руб.).

Объем рынка розничных продаж новых сотовых телефонов в РФ в 1Q09, таким образом, составил 30 139,2 млн. руб., что на 29,8% меньше, чем в 1Q08 (42 939 млн. руб.).

Во 2Q09 в России было продано 5,03 млн. сотовых телефонов. Это на 42,2% меньше, чем количество розничных продаж сотовых телефонов в РФ в 2Q08 (8,7 млн. шт.) и на 7,9% меньше, чем количество розничных продаж сотовых телефонов в 1Q09.

Выручка от продаж сотовых телефонов на рынке РФ составила 28 716 млн. руб., что на 34,2% меньше, чем за 2Q08 (43 702,29 млн. руб.) и на 4,7% меньше, чем за 1Q09.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в РФ в 2Q09 составила 5 709 руб., что на 13,6% выше, чем средняя цена сотового телефона, проданного в 2Q08 (5 026 руб.).

Таким образом, рынок розничных продаж сотовых телефонов в РФ в первом полугодии 2009 года составил:

  • 10,49 млн. шт., что на 36% меньше, чем в первом полугодии 2008 (16,4 млн. штук.);
  • По выручке от розничных продаж сотовых телефонов – 56 048 млн. руб., что на 35,1% меньше, чем за аналогичный период 2008 года (86 298 млн. руб.),

Средняя розничная цена сотового телефона в первом полугодии 2009 года составила 5 343 руб.

На диаграмме 1 представлена динамика рынка розничных продаж сотовых телефонов поквартально в 2006-2009 г.г. (продажи 3 и 4 кварталов 2009 года даны в прогнозе).

Из этой диаграммы видно, что прогноз рынка розничных продаж сотовых телефонов в РФ в 2009 году – 22,8 млн. шт.

На диаграмме 2 представлено влияние рынков регионов на рынок розничных продаж сотовых телефонов в РФ в целом (данные с июля 2009 по декабрь 2009 года – прогнозные).

На диаграмме 3 приведено распределение долей вендоров по количеству розничных продаж сотовых телефонов в России в первом полугодии 2009 года поквартально в динамике.

На диаграмме 4 представлено распределение долей вендоров в розничных продажах сотовых телефонов в первом полугодии 2009 на рынке РФ.

Источник информации: материалы компании “Евросеть”

Топ-10 обувных сетей

На российском обувном рынке продолжается консолидация: доля одиночных магазинов сокращается, а сетей — растет. Объем рынка в 2018 году в деньгах сократился на 3,2%. MarketMedia публикует топ-10 продавцов обуви в России.

Объем российского обувного рынка по итогам 2018 года составил 1,38 трлн рублей. В 2017-м речь шла о 1,33 трлн рублей, и, как говорят эксперты, это означало, что обувная розница быстро восстановилась после кризиса 2014-2016 годов, потому что сказался эффект отложенного спроса. Теперь этот эффект закончился, а кроме того, продолжают снижаться реальные доходы россиян, и рынок просел на 3,2%. По итогам 2019 года ожидается, что рынок вырастет и достигнет 1,48 трлн рублей.

Две пары в год на человека
По прогнозам DISCOVERY Research Group, рынок в ближайшие 3-5 лет будет в среднем прирастать на 4-6% в натуральном выражении и на 7-10% — в стоимостном. Кроме того, будут расти продажи в среднем ценовом сегменте.

Однако Россия никак не может догнать развивающиеся страны по такому показателю, как потребление обуви на душу населения в год. В 2014 году спрос упал с 3 пар до 2,4, и, по прогнозу DISCOVERY Research Group, к 2023 году потребление вырастет всего лишь до 2,9 пары в год. Для сравнения: в США этот показатель равен 7,4 пары обуви в год на человека, в Англии — 7,2 пары, во Франции — 6,1, в Германии — 5,6. По оценкам экспертов, при отсутствии экономических потрясений в России есть потенциал для роста минимум до 3-4 пар обуви на человека в год.

Что касается трендов, то продолжает сокращаться число несетевых магазинов. По данным DISCOVERY Research Group, в структуре форматов продаж на рынке обуви в России в 2018 году доля разрозненных и одежных магазинов составила 43% в деньгах (в 2017 году — 44%). Доля вещевых рынков в стране уменьшилась с 7 до 6%.

Доля топ-10 игроков обувного рынка выросла по итогам 2018 года с 23,4% в 2017 году (в деньгах) до 26,69%.

С рейтингом топ-10 fashion-сетей по итогам 2018 года можно ознакомиться здесь

Аналоги брендов по низкой цене
Одно из значимых событий на рынке — это введение обязательной маркировки обуви в России с 1 июля 2019 года, которое будет проходить в три этапа. С 1 февраля 2020 года будет запрещено производить, ввозить и продавать немаркированную продукцию, а все участники рынка (производители, импортеры и продавцы) должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» Центра развития перспективных технологий.

Однако участники рынка считают, что маркировка обуви не решит проблему контрафактной продукции. По оценке Национального обувного союза, если до начала работ по маркировке обуви доля нелегального рынка оценивалась в 35-40%, то уже в июне этот показатель перевалил за 60%. В союзе отметили, что растет число магазинов, в которых по низким ценам продаются аналоги брендов. Там отметили, что речь идет о таких сетях, как «Смешные цены», «Планета одежды и обуви».

Узнать, сколько было продано одежды и обуви через Интернет, можно здесь

Сомневается в эффективности маркировки обуви и генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко. В своем блоге он написал: «Сейчас 40% торговых площадей с обувью (не говоря уже о рынках) заняты нелегальной продукцией, и никто ее не проверяет. Что теперь сделают жулики? Купят один или даже сотню кодов и налепят их на миллион пар обуви. А что толку? При этом для цивилизованных производителей маркировка станет мучением. Представьте — в год в стране продается 500 млн пар обуви и еще столько же лежит на складах. То есть надо создать миллиард оригинальных кодов, ввести их в базу. Я представляю, какие проблемы будут при возврате обуви, — это же надо вернуть код в базу».

Что думают о введении маркировки другие участники рынка, можно почитать здесь

Топ-10 обувных сетей в России по числу магазинов (на август 2019 года)

Название сети Число магазинов
Kari 1240
ГК «Обувь России» 869
«Юничел» 623
Zenden Group (бренды Zenden, Mascotte и Thomas Munz) 409
BELWEST 403
Monro 300
Respect 250
Carnaby/TJ/ CHESTER 209
RALF RINGER 191
«Эконика» 131

1. Kari. Сеть принадлежит Игорю Яковлеву, бывшему совладельцу сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо». По данным INFOLine, обувной ретейлер в 2018 году открыл 202 магазина, за первое полугодие 2019 года — уже 244 магазина. В настоящее время сеть насчитывает 1240 магазинов в России, Беларуси, Казахстане. Выручка компании выросла в 2018 году по сравнению с 2017 годом с 37 млрд до 40 млрд рублей (без НДС). В настоящее время сеть насчитывает 1240 магазинов, это более 400 тыс м 2 торговых площадей. Средняя площадь одного магазина 500 м 2 , но компания отдает приоритет 700-1000 м 2 . У ретейлера 5 распределительных центров (80 тыс м 2 складских площадей), а скорость обработки обуви – 16 тыс пар в час.

2. ГК «Обувь России». Основной бренд группы — сеть Westfalika, а также сети «Пешеход», Emilia Estra, Rossita, Lisette. Кроме того, компания производит и продает продукцию под брендами S-TEP и all.go (в формате shop-in-shop). На данный момент группа компаний управляет 869 магазинами в России.

Компания является лидером на розничном обувном рынке в среднем ценовом сегменте, занимая долю 2,6% (данные DISCOVERY Research Group и Euromonitor). Далее идут сеть Respect с долей 1% и Ralf Ringer с 0,8% рынка.

В 2018 году ретейлер открыл 242 новых магазина, из них 144 собственных, 48 франчайзинговых и 50 релоцированных. Выручка компании в прошлом году выросла на 9%, до 11,55 млрд рублей, чистая прибыль — на 1,7%, до 1,33 млрд рублей.

В 2018 году «Обувь России» начала активно выходить в малые города с числом жителей от 15 тыс. до 250 тыс. человек. «В таких населенных пунктах значительно ниже уровень конкуренции и затраты на запуск торговых точек, чем в городах-миллионниках. Мы провели анализ перспективных для экспансии регионов и выбрали более 400 населенных пунктов для открытия магазинов на ближайшие 2-3 года на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и в Поволжье, что дает нам большой потенциал для развития сети», — говорится в годовом отчете компании.

Кроме того, «Обувь России» продолжает программу по релокации части магазинов из крупных торговых центров, которые теряют часть покупательского трафика, в более популярные форматы — районные ТЦ и стрит-формат. Это позволяет компании снижать затраты на аренду и повышать эффективность работы торговых точек. До конца 2019 года компания планирует открыть 200 (30 франшиз) магазинов, отмечается в презентации для инвесторов компании.

3. «Юничел». Российский производитель обуви из натуральной кожи, компания выпускает детскую, женскую и мужскую коллекции. Имеет три обувные фабрики в Челябинске, Оренбурге и Златоусте. Розничная сеть «Юничел» насчитывает 623 магазина в 220 городах России и Казахстана. В 2018 году компания открыла 32 розничные точки, а в первом полугодии 2019 года — 17.

С апреля прошлого года компания стала работать с маркетплейсом Lamoda. И сегодня через эту площадку «Юничел» продает более 8% от общего объема. Через 3-5 лет производитель намерен реализовывать через Интернет 20-30% от общего объема продаж.

4. Zenden Group. Сеть принадлежит предпринимателю Андрею Павлову. В настоящее время группа управляет 409 магазинами под брендами Zenden (278 магазинов), Mascotte (65) и Thomas Munz (66). В прошлом году компания открыла около 30 магазинов, а в этом году планов по открытиям нет. Андрей Павлов отметил, что даже намерен закрывать малоэффективные магазины.

5. BELWEST. Обувная фабрика основана в 1988 году в Беларуси западногерманским концерном SALAMANDER. В 1991 году открылся первый собственный магазин. С 2011 года она принадлежит концерну «Беллегпром» (Беларусь) и ООО «Инвестпром» (Россия). Кстати, в 2018 году стала официальным поставщиком обуви для белорусской команды спортсменов на зимних Олимпийских играх в Корее. Компания зарегистрировала товарный знак в Италии, Германии, Латвии и Литве. Под брендом BELWEST работает более 400 магазинов в России и Беларуси.

6. Respect. Сеть основана в 2001 году и работает в сегменте средний, средний плюс. С 2007 года запустила программу франчайзинга. Сегодня под брендом Respect работает 250 магазинов (из них 65 по франчайзингу) в России, Беларуси и Казахстане. В презентации для франчайзинговых партнеров указано, что средний чек в сезон весна/лето — 5500 рублей, в сезон осень/зима — 7900 рублей. Конверсия составляет 3,9 %, а оборот одного магазина — 2,350 млн рублей.

7. Monro. Новосибирская сеть работает на рынке с 1994 года. В настоящее время она насчитывает 300 магазинов, в которых продается продукция низкого ценового сегмента.

8. Carnaby/TJ/ CHESTER. Сети принадлежат предпринимателям Тимуру и Юлии Ахметовым, утверждают на рынке. Под этими брендами работает 209 магазинов.

9. RALF RINGER. Производитель обуви работает с 1995 года. При запуске объем производства составлял 20 тыс. пар обуви в год, в настоящее время он превысил 2 млн пар обуви в год. Собственная фирменная сеть компании насчитывает 156 магазинов, а также 35 франчайзинговых. В 2018 году производитель обуви открыл 23 фирменных магазина в крупных торгово-развлекательных центрах, среди которых «Европейский» и «Афимолл» в Москве, «Сити Молл» в Белгороде и Сургуте.

10. «Эконика». Группа компаний «Новард» развивает сеть, в которой продается две коллекции: под брендом Ekonika и Alla Pugachova. Сеть насчитывает 131 магазин.

В целом мы наблюдаем положительную динамику на рынке. Выручка нашей компании в первом полугодии выросла на 19,3%, до 5,36 млрд рублей. Мы видим большие перспективы в малых городах, так как в них слабо представлены федеральные и глобальные игроки, ниже конкуренция, ниже капитальные затраты на открытие магазинов, при этом есть спрос на качественную обувь из натуральной кожи. В первом полугодии 2019 года мы открыли 110 магазинов и вышли в 92 новых города, большая часть из них — малые города.

Доля продаж в рассрочку у нас осталась примерно на том же уровне, что и в 2018 году (около 50%). В целом покупательская активность не очень высокая. Однако нам помогает поддерживать и увеличивать продажи тот фактор, что мы диверсифицируем ассортимент: например, развиваем направление одежды, причем не только верхней, но и среднего слоя (их доля в розничной выручке увеличилась до 4%). Сейчас в целом ассортимент сопутствующих товаров у нас насчитывает более 8 тыс. SKU. Это позволяет нам увеличивать долю комплексных покупок.

Сегодня меняется характер розницы: магазины, являясь частью ежедневного маршрута покупателя домой и на работу, становятся сервисными точками, предоставляющими широкий спектр высокотехнологичных услуг, включая финансовые. В нашем случае это продажа обуви в рассрочку, выдача денежных займов, прием платежей на кассе и т.д. Мы видим, что сервисы пользуются популярностью у покупателей. В первом полугодии 2019 года рост сопоставимой выручки от деятельности по выдаче денежных займов составил 27%.

С осени 2018 года мы развиваем проект «Пункты выдачи заказов» и открываем на базе наших магазинов пункты выдачи онлайн-заказов совместно с крупными операторами логистического и розничного рынка, такими как PickPoint, DPD, OZON и др. Это дает нам прирост трафика и продаж, приносит дополнительный доход в виде комиссии за выданные и принятые на возврат посылки, а также за каждый совершенный платеж. На конец первого полугодия пункты выдачи онлайн-заказов действовали более чем в 600 наших торговых точках, всего за 6 месяцев мы выдали более 100 тыс. посылок. В первом полугодии конверсия в покупки клиентов, которые приходят получить онлайн-заказ и дополнительно приобретают в магазинах «Обувь России» товары или услуги, составила 4,5%.

В первом полугодии российский авторынок просел на 14%

Оптимистичные прогнозы не оправдались: рынок новых автомобилей в этом году падает почти вдвое быстрее ожидаемого. От признаков оздоровления, наметившихся было в середине весны (в апреле спад составил всего 8,5%), к лету не осталось и следа. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за шесть месяцев продано 672 тысячи новых легковушек и легких коммерческих автомобилей — на 14,1% меньше, чем годом ранее. По сравнению с рекордным 2012-м рынок просел более чем вдвое (тогда в первом полугодии было реализовано 1,41 млн машин) и сейчас находится ниже уровня 2005 года.

Спрос на автомобили Лада падает чуть медленнее рынка: на 12% по итогам полугодия, до 124 тысяч машин. Но старые модели стремительно теряют покупателей, а новые пока не могут компенсировать провал: если Веста принята рынком хорошо (23 тысячи автомобилей за шесть месяцев, шестое место абсолютного рейтинга после Соляриса, Гранты, Rio, Дастера и парочки Logan/Sandero), то XRAY расходится заметно хуже — 8042 хэтчбека с февраля по июнь.

Зато УАЗ на коне: в кризис спрос вырос на 11% до 21 тысячи машин! Среди крупных производителей увеличить продажи смогли ГАЗ, Ford, Lexus, Lifan, Chery и Suzuki, причем Ford на фоне совсем провальных результатов прошлого года сейчас показывает более чем полуторакратный рост спроса.

Но лидеры рынка все еще теряют покупателей: например, Kia просела на 8% до 70 тысяч автомобилей, Renault — на 9% (52 тысячи), а Hyundai — сразу на 19% (64 тысячи). Первоначальный интерес к машинам Datsun в этом году угасает: спрос на перелицованные Лады сократился на 55% до 8,2 тысячи автомобилей. Более чем в два раза также просели Mitsubishi, Honda и Jeep, а марки Acura и SsangYong фактически ушли с рынка.

Что касается модельного рейтинга продаж, то бестселлером российского рынка уже несколько месяцев подряд остается Hyundai Solaris: 45930 машин за полгода, хотя сбыт упал на 14%. Лада Гранта пока еще дышит в спину, но шансы вернуть утраченное лидерство тают на глазах: 43967 автомобилей и падение на 30%. Спрос растет в основном на кроссоверы и внедорожники: это Renault Duster (23306 машин, плюс 15%), Toyota RAV4 (16167, плюс 13%), Chevrolet Niva (14540, плюс 6%), УАЗ Патриот (9453, плюс 14%) и Nissan Qashqai (9178, плюс 63%). Также прибавили Volkswagen Polo и Skoda Rapid.

Признаков восстановления рынка пока не видно, автомобили продолжают дорожать. И хотя поддерживать спрос помогают госпрограммы, а действие льготного автокредитования продлено до конца года, во втором полугодии падение продолжится. Будет уже неплохо, если его темп не увеличится и останется на уровне 10—15%.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2016 года (в сравнении с тем же периодом 2015 года)

Поставкам в Европу поможет холодная осень

«Газпром» по итогам первого полугодия 2019 года почти на 8% сократил объемы продаж газа в Западную Европу, где расположены крупнейшие рынки потребления. Этот спад монополии не удалось компенсировать за счет наращивания поставок в Центральную Европу на 9,6% и значительного усиления присутствия на рынке СПГ. Однако по итогам года монополия еще может достигнуть заявленного уровня в 200 млрд кубометров, считают эксперты, если сыграет фактор холодной погоды и страха европейских потребителей из-за окончания транзитного договора с Украиной.

«Газпром» в первом полугодии нарастил поставки в Европу на 4,2%, до 96,4 млрд кубометров, сообщила монополия в отчете за второй квартал по РСБУ. При этом экспорт на крупнейшие рынки ощутимо снизился: в Германию — на 8,8%, до 27 млрд кубометров, и Турцию — на 36,2%, до 8,1 млрд кубометров. В Польше спрос просел на 28,3%, до 4,3 млрд кубометров. Экспорт в Италию и Францию увеличился на 1,5%, до 11,7 млрд и 6,5 млрд кубометров соответственно.

Экспорт СПГ при этом подскочил на 39%, до 2,6 млрд кубометров.

Как поясняет директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова, провал поставок в Турцию во многом связан с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, а в Германии снижение спроса на российский газ вызвано неблагоприятным погодным фактором, а также ростом межтопливной конкуренции. Исполнительный директор Центра энергетики «Сколково» Вячеслав Мищенко добавляет, что в конце полугодия наблюдался пик закачки газа в европейские ПХГ, которые на данный момент заполнены уже в среднем на 85%.

В июле, по предварительным данным «Газпрома», экспорт газа в дальнее зарубежье снизился на 3,8%, до 15,3 млрд кубометров, за семь месяцев с начала года он упал на 4,8%, до 111,5 млрд кубометров. Несмотря на негативную динамику, «Газпром» пока не отказывается от намерения экспортировать в Европу по итогам 2019 года 198,6–201,1 млрд кубометров.

Алексей Миллер, глава «Газпрома», 28 июня

Я сразу хочу сказать, что конкуренции российского газа с российским газом не будет. Если кто-то на это рассчитывает, то их придется разочаровать.

Эксперты отмечают, что одним из основных факторов, который будет влиять на поставки газа за рубеж, останется погода. Все чаще новости о погоде сопровождаются словом «аномальность», говорит госпожа Белова, так что приход аномально холодной осени в Европе добавит несколько миллиардов кубометров в экспортную отчетность «Газпрома». Помимо этого, считает Вячеслав Мищенко, до конца года спрос будут поддерживать опасения европейских потребителей в отношении бесперебойных поставок через территорию Украины после 2019 года, когда заканчивается действующий транзитный договор с Россией.

Как «Газпром» подошел к экспортному провалу

Еще одной характеристикой газового сектора, говорят эксперты, является возрастающая конкуренция между трубопроводным и сжиженным газом. Пока трубопроводный газ может выиграть эту конкуренцию за счет низких цен — в среднем $110 за тысячу кубометров. К концу года, говорит господин Мищенко, она вырастет до $200 за тысячу кубометров, что все равно меньше, чем в начале года. Он считает, что у «Газпрома» еще есть шанс достигнуть заявленных параметров экспорта по итогам года. При этом «Газпром» сам наращивает поставки СПГ, но лидирует по росту объемов НОВАТЭК, запустивший на полную мощность в 16,5 млн тонн завод «Ямал СПГ». Продукция компании, отмечает господин Мищенко, будет вытеснять с европейского рынка поставки из США и Катара.

Мария Белова отмечает, что при этом нельзя сбрасывать со счетов фактор США, которые за первое полугодие нарастили поставки СПГ в Европу в 14 раз. Если учесть, что до конца года экспортные мощности СПГ в стране вырастут на 10 млн тонн, можно ожидать дальнейшего увеличения объемов его поставок в Европу, особенно на фоне сохранения сложных торговых отношений с Китаем и низких цен на газ на основных рынках его потребления, говорит она.

В первом полугодии рынок просел на 36%

Падение рынка новых автомобилей понемногу замедляется второй месяц подряд: если в начале весны откат достигал 43%, то в мае он сократился до 38%, а результат июня – «всего» минус 30%. Более того, первый летний месяц стал самым успешным в этом году: официальные дилеры продали чуть более 140 тысяч новых легковых автомобилей и легких грузовиков, хотя превзойти прежний мартовский рекорд удалось лишь на три сотни машин. Всего в первом полугодии куплено 782 тысячи новых автомобилей вместо 1 млн 230 тысяч за тот же период прошлого года (спад на 36%).

На руку рынку сыграла запущенная в апреле программа льготного автокредитования. За три месяца с ее помощью продано 55 тысяч автомобилей плюс одобрено еще 99 тысяч заявок. На этом фоне программа льготного автолизинга менее успешна: за полтора месяца ею воспользовались лишь около 4,5 тысячи человек.

С помощью госпрограмм в июне значительно укрепила позиции Лада: по сравнению с тем же месяцем прошлого года спрос упал всего на 12% (до 26416 машин) – это наименее болезненный результат среди всех массовых марок. Например, спрос на Hyundai сократился на 27%, а у Renault – падение на 39%. Хотя по итогам шести месяцев продажи Лад упали на 27% – до 141 тысячи машин.

Hyundai по-прежнему лидирует среди иномарок: в первом полугодии продано 79,4 тысячи машин, причем падение – всего на 11%. В плюсе пока держатся Lexus (рост на 8% благодаря успеху кроссовера NX, на который приходится половина продаж), Porsche (прирост на 18% обеспечил Macan), smart (60%) и «грузовая» марка Isuzu (67%), хотя от месяца к месяцу показатели становятся все менее оптимистичными. А вот Mercedes прошел «нулевую точку» и по итогам полугодия показал падение на 3% (до 26,1 тысячи машин), хотя на общем фоне это можно назвать удачей. К счастливчикам относится и УАЗ: за шесть месяцев продажи просели всего на 1,8% (19,2 тысячи машин), а в июне спрос на ульяновские внедорожники и вовсе вырос на весомые 13%!

Российский рынок, похоже, нащупал дно, хотя о восстановлении говорить еще рано. Производители и дилеры активно предлагают скидки на автомобили (этому способствует и серьезное затоваривание складов), некоторые компании понемногу снижают цены или хотя бы не повышают их при появлении обновленных моделей. Пошли вниз и кредитные ставки, поэтому дальнейшего падения быть не должно. И тогда по итогам 2015 года в России будет продано около 1,6 млн легковых автомобилей и легких грузовичков – что все же больше, чем в кризисном 2009 году, когда хозяев нашли 1 млн 466 тысяч машин.

До 1,5 млн рублей

Китайский кроссовер Lifan X60 (1,8 л, 128 л.с.) пережил легкий рестайлинг (изменилась решетка радиатора) и обзавелся долгожданной версией с вариатором, которая стоит 730 тысяч рублей. Машины с «механикой» подорожали на 10 тысяч – цены начинаются с 655 тысяч рублей.

В августе начнутся продажи кроссоверов Suzuki Vitara, которые пришли на смену модели SX4 Classic. К нам Витары будут поставлять только с бензиновым атмосферником 1.6 (117 л.с.). Цены начинаются с 899 тысяч рублей за переднеприводную версию с «механикой», ESP и кондиционером, а машины с шестиступенчатым «автоматом» оцениваются минимум в 985 тысяч рублей – на 46 тысяч дороже кроссоверов Nissan Juke (1,6 л, 117 л.с.) и Ford EcoSport (1,6 л, 122 л.с.). Полноприводная Vitara с механической коробкой передач стоит 1 млн 185 тысяч, а вариант с «автоматом» – не менее 1 млн 245 тысяч рублей.

Более 1,5 млн рублей

Открыт прием заказов на обновленные седаны BMW третьей серии. Цены выросли незначительно, а базовой отныне будет версия 318i с трехцилиндровым турбомотором 1.5 (136 л.с.) по цене от 1 млн 560 тысяч рублей, что наверняка отпугнет многих покупателей в России, ведь на прежнюю модель 316i с турбочетверкой 1.6 приходилась треть спроса. BMW 320i (2,0 л, 184 л.с.) стоит минимум 1 млн 710 тысяч рублей, дизельный седан BMW 320d (2,0 л, 190 л.с.) оценивается в 2 млн 40 тысяч, а на вершине гаммы – BMW 340i (3,0 л, 326 л.с.) по цене от 2 млн 600 тысяч рублей. Первыми в сентябре у дилеров появятся машины немецкой сборки, а к концу года подоспеют калининградские седаны.

Одновременно до России доберется кроссовер Mercedes GLC, который пришел на смену модели GLK. Базовый GLC 250 с бензиновым турбомотором 2.0 (211 л.с.) предлагается за 2 млн 490 тысяч рублей, но самой востребованной должна стать дизельная версия GLC 220 d (2,1 л, 170 л.с.) по цене от 2 млн 720 тысяч, хотя схожие BMW X3 и Audi Q5 дешевле на 130–300 тысяч рублей. Mercedes GLC 250 d (2,1 л, 204 л.с.) стоит от 2 млн 850 тысяч рублей, а бензиновый GLC 300 (2,0 л, 245 л.с.) – от 2 млн 830 тысяч.

К концу лета у нас все же начнутся продажи внедорожников Chevrolet Tahoe (6,2 л, 409 л.с.) нового поколения: производство на питерском заводе GM так и не запустили, зато теперь их будут собирать на белорусском предприятии Юнисон (вместе с автомобилями Cadillac Escalade). Но если питерские машины должны были стоить от 2,85 млн рублей (дилеры даже начали прием заказов), то белорусские оцениваются минимум в 3,45 млн рублей.

Топ-10 обувных сетей

На российском обувном рынке продолжается консолидация: доля одиночных магазинов сокращается, а сетей — растет. Объем рынка в 2018 году в деньгах сократился на 3,2%. MarketMedia публикует топ-10 продавцов обуви в России.

Объем российского обувного рынка по итогам 2018 года составил 1,38 трлн рублей. В 2017-м речь шла о 1,33 трлн рублей, и, как говорят эксперты, это означало, что обувная розница быстро восстановилась после кризиса 2014-2016 годов, потому что сказался эффект отложенного спроса. Теперь этот эффект закончился, а кроме того, продолжают снижаться реальные доходы россиян, и рынок просел на 3,2%. По итогам 2019 года ожидается, что рынок вырастет и достигнет 1,48 трлн рублей.

Две пары в год на человека
По прогнозам DISCOVERY Research Group, рынок в ближайшие 3-5 лет будет в среднем прирастать на 4-6% в натуральном выражении и на 7-10% — в стоимостном. Кроме того, будут расти продажи в среднем ценовом сегменте.

Однако Россия никак не может догнать развивающиеся страны по такому показателю, как потребление обуви на душу населения в год. В 2014 году спрос упал с 3 пар до 2,4, и, по прогнозу DISCOVERY Research Group, к 2023 году потребление вырастет всего лишь до 2,9 пары в год. Для сравнения: в США этот показатель равен 7,4 пары обуви в год на человека, в Англии — 7,2 пары, во Франции — 6,1, в Германии — 5,6. По оценкам экспертов, при отсутствии экономических потрясений в России есть потенциал для роста минимум до 3-4 пар обуви на человека в год.

Что касается трендов, то продолжает сокращаться число несетевых магазинов. По данным DISCOVERY Research Group, в структуре форматов продаж на рынке обуви в России в 2018 году доля разрозненных и одежных магазинов составила 43% в деньгах (в 2017 году — 44%). Доля вещевых рынков в стране уменьшилась с 7 до 6%.

Доля топ-10 игроков обувного рынка выросла по итогам 2018 года с 23,4% в 2017 году (в деньгах) до 26,69%.

С рейтингом топ-10 fashion-сетей по итогам 2018 года можно ознакомиться здесь

Аналоги брендов по низкой цене
Одно из значимых событий на рынке — это введение обязательной маркировки обуви в России с 1 июля 2019 года, которое будет проходить в три этапа. С 1 февраля 2020 года будет запрещено производить, ввозить и продавать немаркированную продукцию, а все участники рынка (производители, импортеры и продавцы) должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» Центра развития перспективных технологий.

Однако участники рынка считают, что маркировка обуви не решит проблему контрафактной продукции. По оценке Национального обувного союза, если до начала работ по маркировке обуви доля нелегального рынка оценивалась в 35-40%, то уже в июне этот показатель перевалил за 60%. В союзе отметили, что растет число магазинов, в которых по низким ценам продаются аналоги брендов. Там отметили, что речь идет о таких сетях, как «Смешные цены», «Планета одежды и обуви».

Узнать, сколько было продано одежды и обуви через Интернет, можно здесь

Сомневается в эффективности маркировки обуви и генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко. В своем блоге он написал: «Сейчас 40% торговых площадей с обувью (не говоря уже о рынках) заняты нелегальной продукцией, и никто ее не проверяет. Что теперь сделают жулики? Купят один или даже сотню кодов и налепят их на миллион пар обуви. А что толку? При этом для цивилизованных производителей маркировка станет мучением. Представьте — в год в стране продается 500 млн пар обуви и еще столько же лежит на складах. То есть надо создать миллиард оригинальных кодов, ввести их в базу. Я представляю, какие проблемы будут при возврате обуви, — это же надо вернуть код в базу».

Что думают о введении маркировки другие участники рынка, можно почитать здесь

Топ-10 обувных сетей в России по числу магазинов (на август 2019 года)

Название сети Число магазинов
Kari 1240
ГК «Обувь России» 869
«Юничел» 623
Zenden Group (бренды Zenden, Mascotte и Thomas Munz) 409
BELWEST 403
Monro 300
Respect 250
Carnaby/TJ/ CHESTER 209
RALF RINGER 191
«Эконика» 131

1. Kari. Сеть принадлежит Игорю Яковлеву, бывшему совладельцу сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо». По данным INFOLine, обувной ретейлер в 2018 году открыл 202 магазина, за первое полугодие 2019 года — уже 244 магазина. В настоящее время сеть насчитывает 1240 магазинов в России, Беларуси, Казахстане. Выручка компании выросла в 2018 году по сравнению с 2017 годом с 37 млрд до 40 млрд рублей (без НДС). В настоящее время сеть насчитывает 1240 магазинов, это более 400 тыс м 2 торговых площадей. Средняя площадь одного магазина 500 м 2 , но компания отдает приоритет 700-1000 м 2 . У ретейлера 5 распределительных центров (80 тыс м 2 складских площадей), а скорость обработки обуви – 16 тыс пар в час.

2. ГК «Обувь России». Основной бренд группы — сеть Westfalika, а также сети «Пешеход», Emilia Estra, Rossita, Lisette. Кроме того, компания производит и продает продукцию под брендами S-TEP и all.go (в формате shop-in-shop). На данный момент группа компаний управляет 869 магазинами в России.

Компания является лидером на розничном обувном рынке в среднем ценовом сегменте, занимая долю 2,6% (данные DISCOVERY Research Group и Euromonitor). Далее идут сеть Respect с долей 1% и Ralf Ringer с 0,8% рынка.

В 2018 году ретейлер открыл 242 новых магазина, из них 144 собственных, 48 франчайзинговых и 50 релоцированных. Выручка компании в прошлом году выросла на 9%, до 11,55 млрд рублей, чистая прибыль — на 1,7%, до 1,33 млрд рублей.

В 2018 году «Обувь России» начала активно выходить в малые города с числом жителей от 15 тыс. до 250 тыс. человек. «В таких населенных пунктах значительно ниже уровень конкуренции и затраты на запуск торговых точек, чем в городах-миллионниках. Мы провели анализ перспективных для экспансии регионов и выбрали более 400 населенных пунктов для открытия магазинов на ближайшие 2-3 года на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и в Поволжье, что дает нам большой потенциал для развития сети», — говорится в годовом отчете компании.

Кроме того, «Обувь России» продолжает программу по релокации части магазинов из крупных торговых центров, которые теряют часть покупательского трафика, в более популярные форматы — районные ТЦ и стрит-формат. Это позволяет компании снижать затраты на аренду и повышать эффективность работы торговых точек. До конца 2019 года компания планирует открыть 200 (30 франшиз) магазинов, отмечается в презентации для инвесторов компании.

3. «Юничел». Российский производитель обуви из натуральной кожи, компания выпускает детскую, женскую и мужскую коллекции. Имеет три обувные фабрики в Челябинске, Оренбурге и Златоусте. Розничная сеть «Юничел» насчитывает 623 магазина в 220 городах России и Казахстана. В 2018 году компания открыла 32 розничные точки, а в первом полугодии 2019 года — 17.

С апреля прошлого года компания стала работать с маркетплейсом Lamoda. И сегодня через эту площадку «Юничел» продает более 8% от общего объема. Через 3-5 лет производитель намерен реализовывать через Интернет 20-30% от общего объема продаж.

4. Zenden Group. Сеть принадлежит предпринимателю Андрею Павлову. В настоящее время группа управляет 409 магазинами под брендами Zenden (278 магазинов), Mascotte (65) и Thomas Munz (66). В прошлом году компания открыла около 30 магазинов, а в этом году планов по открытиям нет. Андрей Павлов отметил, что даже намерен закрывать малоэффективные магазины.

5. BELWEST. Обувная фабрика основана в 1988 году в Беларуси западногерманским концерном SALAMANDER. В 1991 году открылся первый собственный магазин. С 2011 года она принадлежит концерну «Беллегпром» (Беларусь) и ООО «Инвестпром» (Россия). Кстати, в 2018 году стала официальным поставщиком обуви для белорусской команды спортсменов на зимних Олимпийских играх в Корее. Компания зарегистрировала товарный знак в Италии, Германии, Латвии и Литве. Под брендом BELWEST работает более 400 магазинов в России и Беларуси.

6. Respect. Сеть основана в 2001 году и работает в сегменте средний, средний плюс. С 2007 года запустила программу франчайзинга. Сегодня под брендом Respect работает 250 магазинов (из них 65 по франчайзингу) в России, Беларуси и Казахстане. В презентации для франчайзинговых партнеров указано, что средний чек в сезон весна/лето — 5500 рублей, в сезон осень/зима — 7900 рублей. Конверсия составляет 3,9 %, а оборот одного магазина — 2,350 млн рублей.

7. Monro. Новосибирская сеть работает на рынке с 1994 года. В настоящее время она насчитывает 300 магазинов, в которых продается продукция низкого ценового сегмента.

8. Carnaby/TJ/ CHESTER. Сети принадлежат предпринимателям Тимуру и Юлии Ахметовым, утверждают на рынке. Под этими брендами работает 209 магазинов.

9. RALF RINGER. Производитель обуви работает с 1995 года. При запуске объем производства составлял 20 тыс. пар обуви в год, в настоящее время он превысил 2 млн пар обуви в год. Собственная фирменная сеть компании насчитывает 156 магазинов, а также 35 франчайзинговых. В 2018 году производитель обуви открыл 23 фирменных магазина в крупных торгово-развлекательных центрах, среди которых «Европейский» и «Афимолл» в Москве, «Сити Молл» в Белгороде и Сургуте.

10. «Эконика». Группа компаний «Новард» развивает сеть, в которой продается две коллекции: под брендом Ekonika и Alla Pugachova. Сеть насчитывает 131 магазин.

В целом мы наблюдаем положительную динамику на рынке. Выручка нашей компании в первом полугодии выросла на 19,3%, до 5,36 млрд рублей. Мы видим большие перспективы в малых городах, так как в них слабо представлены федеральные и глобальные игроки, ниже конкуренция, ниже капитальные затраты на открытие магазинов, при этом есть спрос на качественную обувь из натуральной кожи. В первом полугодии 2019 года мы открыли 110 магазинов и вышли в 92 новых города, большая часть из них — малые города.

Доля продаж в рассрочку у нас осталась примерно на том же уровне, что и в 2018 году (около 50%). В целом покупательская активность не очень высокая. Однако нам помогает поддерживать и увеличивать продажи тот фактор, что мы диверсифицируем ассортимент: например, развиваем направление одежды, причем не только верхней, но и среднего слоя (их доля в розничной выручке увеличилась до 4%). Сейчас в целом ассортимент сопутствующих товаров у нас насчитывает более 8 тыс. SKU. Это позволяет нам увеличивать долю комплексных покупок.

Сегодня меняется характер розницы: магазины, являясь частью ежедневного маршрута покупателя домой и на работу, становятся сервисными точками, предоставляющими широкий спектр высокотехнологичных услуг, включая финансовые. В нашем случае это продажа обуви в рассрочку, выдача денежных займов, прием платежей на кассе и т.д. Мы видим, что сервисы пользуются популярностью у покупателей. В первом полугодии 2019 года рост сопоставимой выручки от деятельности по выдаче денежных займов составил 27%.

С осени 2018 года мы развиваем проект «Пункты выдачи заказов» и открываем на базе наших магазинов пункты выдачи онлайн-заказов совместно с крупными операторами логистического и розничного рынка, такими как PickPoint, DPD, OZON и др. Это дает нам прирост трафика и продаж, приносит дополнительный доход в виде комиссии за выданные и принятые на возврат посылки, а также за каждый совершенный платеж. На конец первого полугодия пункты выдачи онлайн-заказов действовали более чем в 600 наших торговых точках, всего за 6 месяцев мы выдали более 100 тыс. посылок. В первом полугодии конверсия в покупки клиентов, которые приходят получить онлайн-заказ и дополнительно приобретают в магазинах «Обувь России» товары или услуги, составила 4,5%.

В первом полугодии рынок просел на 36%

В июле дилеры реализовали 139 968 автомобилей, а за семь месяцев – 992 673 экземпляра. По словам Ларса Химмера, заместителя председателя комитета автопроизводителей АЕБ, до конца года рыночные ожидания не улучшатся. По самому оптимистичному сценарию экспертов, «даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, – повторение результата продаж прошлого года». В 2018 году в России было реализовано почти 1,6 миллиона машин, что на 12,8 процента превысило показатель 2017 года.

По итогам первого полугодия 2019 года российский авторынок сократился на 2,4 процента, при этом наибольшее падение зафиксировано в мае.

В рейтинг из 25 самых популярных моделей на рынке традиционно вошли автомобили, производство которых налажено на российских заводах.

Место Модель Июль 2019 год Июль 2018 год Разница
1. Lada Granta 10 652 7 599 3 053
2. Lada Vesta 8 937 8 991 -54
3. Kia Rio 7 171 7 801 -630
4. Hyundai Creta 5 410 5 309 101
5. Hyundai Solaris 4 683 5 351 -668
6. Volkswagen Polo 4 591 5 618 -1 027
7. Lada Largus 3 718 3 617 101
8. Kia Sportage 3 567 2 791 776
9. Toyota RAV4 3 360 2 988 372
10. Skoda Rapid 3 015 2 779 236
11. Toyota Camry 2 886 3 364 -478
12. Volkswagen Tiguan 2 821 2 242 579
13. Renault Logan 2 753 2 392 361
14. Renault Duster 2 690 3 036 -346
15. Lada XRay 2 651 3 312 -661
16. Lada 4×4 2 552 2 953 489
17. Kia Optima 2 345 1 107 -589
18. Skoda Kodiaq 2 333 1 818 99
19. Renault Kaptur 2 226 1 871 355
20. Renault Sandero 2 163 2 877 -714
21. Mitsubishi Outlander 2 146 1 889 257
22. Mazda CX-5 1 995 1 730 265
23. Skoda Octavia 1 857 1 832 25
24. Nissan Qashqai 1 660 1 256 404
25. Hyundai Tucson 1 642 1 971 -329

В пятерку крупнейших компаний по объемам продаж в июле попали Lada (29 486 штук), Kia (18 811 штук; +2 процента), Hyundai (13 849 штук, -4 процента), Renault (11 765 штук; +12 процентов) и Toyota (9 367 штук; -4 процента).

Лидером по темпам роста в июле оказался китайские бренды Haval и Geely, продажи которых увеличились на 356 и 264 процента соответственно.

Аутсайдерами рынка в прошлом месяце стали Nissan, спрос на автомобили марки сократится на 33 процента, до 3 980 машин, и Mitsubishi (падение на 22 процента, до 2 753 проданных машин). Компания Ford, которая в конце июня остановила производство легковушек в России, продала всего 514 автомобилей против почти трех тысяч в июле 2018 года. Таким образом, продажи рухнули на 83 процента.

Продажи легковушек в России за полгода сократились на 36 процентов

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в первом полугодии 2015 года сократились на 36,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 782,1 тысячи единиц. Об этом говорится в исследовании Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

При этом в июне было продано 140,2 тысячи автомобилей, что на 29,7 процента меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, пока нет повода расслабляться, но стоит отметить, что падение рынка по отношению к соответствующему периоду прошлого года менее драматичное, чем в предыдущие месяцы, начиная с февраля. «Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый — это понижение ключевой ставки Центробанка, второй — продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная) как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей», — отметил Шрайберг.

Тем не менее, АЕБ ухудшила прогноз продаж на год: рынок легковушек и LCV просядет на 36 процентов — до 1,55 миллиона автомобилей против 2,49 миллиона в 2014 году. В начале года АЕБ прогнозировала падение российского рынка на 24 процента.

В июне 2014 года сообщалось о том, что российский автомобильный рынок испытывает сложности на фоне падения спроса на грузовые и легковые автомобили. Продажи легковых автомобилей и LCV в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в мае упали на 37,6 процента в сравнении с маем 2014-го — до 125,8 тысяч машин. За пять месяцев текущего года на российском рынке было продано 641,9 тысяч автомобилей, что на 37,7 процента меньше показателя за аналогичный период прошлого года.

Кроме того, в январе-мае продажи грузовиков снизились на 47 процентов — до 20,3 тысяч. Лучше всего продавались автомобили КамАЗ, которых за пять месяцев было реализовано 6,6 тысячи штук, и ГАЗ (2,5 тысячи единиц). На третьем месте оказалась Scania, продажи которой упали сильнее рынка — на 60 процентов, до 1042 машин. Четвертую строчку заняли японские Hino: было продано 813 штук.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Аналитика –
“Рынок просел в два раза”

ВСЕГО в 2009 году в России было реализовано 1.465.917 новых автомобилей, включая отечественные марки и коммерческий транспорт, – это на 49% меньше, чем годом ранее. Причем на легковые машины иностранных брендов пришлось 68% сбыта.

Как и предполагалось, больше всего просели японские компании. Связано это в первую очередь с разницей курсов валют – относительно иены рубль упал гораздо больше, чем относительно евро и доллара. Большинство китайских компаний тоже провалили год. Их продажи сокращались быстрее рынка в целом. Впрочем, есть и исключения (см. табл.). Меньше всего от кризиса пострадал премиум­сегмент.

Еще одна тенденция года – из десятка самых успешных брендов девять имеют свои заводы в России. Что доказывает как эффективность создания новых зарубежных автопроизводств в нашей стране, так и необходимость расширять уже существующие мощности.

НА ПЕРВОМ месте “Chevrolet” с результатом 104.398 проданных автомобилей, включая “Niva”. Модель прошла модернизацию, в которой GM (ему принадлежит бренд “Chevrolet”) принимал непосредственное участие. Так что теперь “Niva” можно считать полноценным совместным автомобилем, а не российским с импортным шильдиком. Поэтому мы решили учитывать данную модель в рейтинге “Chevrolet”.

“Renault Logan” стал самой успешной иномаркой по итогам прошлого года. И по традиции – лидером среди машин класса “B”.

Самая популярная в России модель класса “А” в 2009 году – “Daewoo Matiz”.

Помимо “Niva” (24.520) популярностью пользовались “Lacetti” (29.362), “Lanos” (23.170) и “Aveo” (13.754).

Компания “Ford” в 2009 году реализовала на 56% меньше автомобилей, чем в 2008-м. Всего в нашей стране было куплено 82.083 “Форда”, причем, как и прежде, львиная доля пришлась на “Focus” (52.108). “Фокус” остался самой популярной моделью гольф-класса, однако лидерство среди иномарок в целом потерял, уступив пальму первенства бюджетному “Renault Logan”.

“Hyundai” откатилась на одну позицию в рейтинге продаж, реализовав 74.607 автомобилей – на 61% меньше, чем в 2008 году. Прежде всего, это связано с сокращением производства на заводе ТагАЗ, где выпускаются модели компании. Поэтому основные продажи пришлись на импортные машины. Так, самой популярной стала модель “Hyundai Getz”. Этих малолитражек было реализовано 18.560. По-прежнему высоким спросом, несмотря на возраст, пользуется кроссовер “Tucson” – 14.299.

Благодаря огромной популярности модели “Logan”, которая стала самой востребованной иномаркой 2009 года, “Renault” удалось подняться в рейтинге продаж на три строчки вверх. Всего французская компания реализовала на российском рынке 72.284 автомобиля – на 33% меньше, чем в 2008 году. “Logan” разошелся тиражом в 53.869 штук.

Еще больший рывок сделала компания “Kia” – плюс шесть позиций относительно 2008 года. Причин несколько: грамотная маркетинговая и ценовая политика, расширение модельного ряда, увеличение дилерской сети. В результате 70.088 проданных автомобилей, что всего на 20% меньше, чем в 2008-м. Для автомобилей массового сегмента это весьма достойный показатель. Среди моделей наибольшим спросом пользовались “сee’d” (18.943) и компактный внедорожник “Sportage” (13.717).

В “семейном” классе наибольшим спросом пользовался “VW Passat”.

“Ford Focus” теперь довольствуется только лидерством по сбыту в гольф­классе.

“Toyota” с результатом в 68.731 реализованный автомобиль оказалась на шестой строчке хит-парада продаж, потеряв за год три позиции. Виной тому слишком высокие цены, которые из-за разницы курсов валют (падение рубля относительно иены составило почти 55%) сделали модели компании не очень привлекательными на фоне европейских и корейских конкурентов. Неслучайно наибольшим спросом в прошлом году у наших автолюбителей пользовалась модель российской сборки – бизнес-седан “Camry”. Их было продано 16.452 штуки. “Corolla” купили 16.067 потребителей.

На седьмой строчке “Nissan” – 64.221 проданный автомобиль. Это на 56% меньше, чем в 2008 году. Лучше всего расходились кроссоверы компании “Qashqai” (13.640) и “X-Trail” (11.505).

Вопреки предположениям аналитиков “Daewoo” так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции на российском рынке. Компания продала в нашей стране 51.414 автомобилей, что позволило подняться на строчку вверх, но в первую пятерку ей попасть не удалось. Не стали популярнее ни седан “Nexia” (28.233), ни малолитражка “Matiz” (23.181).

Сбыт “Mitsubishi” сократился на 63%. В результате компания оказалась на предпоследнем месте в хит-параде рейтинга продаж. Из 41.354 реализованных автомобилей 13.795 пришлось на последнее поколение “Lancer”.

А вот десятое место “Volkswagen” – это настоящее достижение. За год компания реализовала 39.488 автомобилей и поднялась на четыре строчки, войдя в десятку сильнейших. Среди моделей марки на первом месте по популярности “Volkswagen Passat” – всего в России было продано 9.406 этих автомобилей. На втором – “Jetta” с результатом 7.888 штук. На третьем – кроссовер “Tiguan” (7.177).

Взлеты и падения

По продажам в представительском классе лидирует BMW 7-й серии.

В бизнес-классе без изменений. “Toyota Camry” уже несколько лет является наиболее востребованной моделью этого сегмента.

ТАКЖЕ в прошедшем году отмечен еще ряд интересных явлений в области сбыта автомобилей. К примеру, компания “Citroёn” практически единственная в массовом сегменте сумела увеличить свои продажи. По итогам года всего на 1%, но тем не менее. В целом продажи “Citroёn” составили 12.388 автомобилей. Результат – плюс семь строчек в рейтинге.

Как уже отмечалось, лучше всего в кризисный год чувствовали себя премиальные бренды; они же показали наименьшее падение продаж. Так, BMW сократил сбыт на 11%, реализовав 16.350 машин. У “Audi” продажи уменьшились на 12% и составили 15.009. У “Mercedes-Вenz” – на 28%, до 12.050 проданных автомобилей.

Но есть и совершенно противоположные примеры. Продажи некоторых компаний сокращаются значительно быстрее, чем рынок в целом. Скажем, сбыт у американской тройки “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” упал соответственно на 90%, 86% и 76%. Такое положение дел объясняется довольно просто. Эти марки и раньше не могли похвастать выдающимися результатами продаж, а после банкротства “Chrysler” потребители просто боятся покупать их машины.

Также провалило год большинство китайских автопроизводителей. Продажи BYD, “Chery” и “Great Wall” сократились соответственно на 81%, 69% и 70%. Исключение составила компания “Geely”, которую представляет в России группа “Рольф”. На ее счету 7.681 проданная машина (против 3.780 в 2008 году).

Перспективы

ПО МНЕНИЮ участников рынка, в 2010 году начнется постепенное восстановление рынка. Способствовать этому должны программы поддержки продаж новых машин. В частности, субсидированные госкредиты и премии за сдачу старых автомобилей в утиль.

– Мы ожидаем, что в этом году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие модели. Этот прогноз довольно оптимистичен и исходит из того, что меры государственной поддержки будут достаточно эффективны. При этом легкое оживление рынка наступит скорее всего не раньше второй половины года, – говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Что касается тенденций 2010 года, то эксперты и непосредственно участники рынка сходятся во мнении, что лучше всего себя будут чувствовать по-прежнему представители премиум-сегмента. Также в выигрыше окажутся те, в чьей гамме есть доступные автомобили ценой до $13.000. Ну и, конечно же, на успех той или иной компании повлияет наличие производства в России.

Продажи зарубежных автомобилей, шт.
Марка Продажи

Chevrolet 104398 235466
Ford 82083 186828 2
Hyundai 74607 192719 –1
Renault 72284 108070 3
Kia 70088 88152 6
Toyota 68731 189966 –3
Nissan 64221 146548 –2
Daewoo 51414 95510 1
Mitsubishi 41354 111567 –3
Volkswagen 39488 50525 4
Opel 34277 98800 –3
Skoda 33002 50733 1
Mazda 30643 73271 –1
Peugeot 29748 48085 1
Suzuki 25335 38314 1
Honda 23222 89152 –6
Fiat 18100 26058
BMW 16350 18383 3
Audi 15009 17076 4
Citroen 12388 12245 7
Mercedes-Benz 12050 16764 3
Subaru 9598 21780 –4
Land Rover 9275 20433 –3
SsangYong 9020 14406 –2
Geely 7681 3780 8
Chance 7344
Volvo 6894 21041 –8
Lexus 6400 14796 –2
ТагАЗ 5187
Chery 4914 15728 –5
Infiniti 4630 7793 –2
Lifan 2673 4755
Great Wall 2490 8324 –5
Cadillac 1529 1596 5
Porsche 1266 1941 2
Hummer 1123 679 7
BYD 1001 5341 –7
Jaguar 933 1689
Seat 869 2182 –4
Mini 686 853 2
Dodge 441 4473 –9
Jeep 416 2901 –8
Saab 368 1269 –2
Chrysler 346 1425 –4
Alfa Romeo 104 321
Всего 1003980 2051738

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).

Российский авторынок по итогам 2015 года просел на 36%

На фоне опасений россиян о росте цен на автомобили в 2016 году спрос на рынке в декабре 2015 года значительно вырос. Именно благодаря этому удалось избежать полного провала сегмента, убеждены эксперты. По итоговым данным, в прошлом году было продано 1.6 млн автомобилей, что на 36% меньше, нежели годом ранее.

Участники рынка поделились своими прогнозами по продажам в нынешнем году. Так, дилеры и автопроизводители не ожидают положительной динамики, а надеются на то, что уровень продаж удастся удержать на уровне 2015 года. Впрочем, эксперты PwC допускают дальнейшее проседание рынка при ухудшении макроэкономической конъюнктуры.

При реализации оптимистичного сценария, по прогнозам PwC, в РФ будет продано 1.4 млн машин, а при реализации базового – 1.3 млн единиц. В случае отсутствия господдержки и негативных экономических условий объем продаж может сократиться до 1.1 млн единиц. Более того, в PwC не ожидают восстановления отечественного авторынка до уровня 2012 года в последующие 6 лет.

В 2015 году продажи АвтоВАЗа сократились на 44%; всего было продано 269.4 тысячи автомобилей. Хотя продажи Kia упали на 20%, машины этого брэнда стали самыми продаваемым иномарками в РФ, пишет «Ъ». Продажи Toyota просели на 39%, Skoda – на 35%, а BMW – на 22.5%.

Можно ли ожидать в 2016 году сохранения объема продаж на уровне 2015 года?

На фоне очередного колебания валютного рынка в декабре действительно наблюдалась хорошая активность со стороны потребителей. Нам удалось увеличить свои продажи на 30-40% относительно ноября 2015г в зависимости от бренда.

Цель на январь месяц выйти на объем не ниже 2015г. С наличием автомобилей в данный момент проблем нет и в среднем коэффициент склада составляет 1,5 относительно ежемесячных продаж. Оценка рынка в целом показывает, что общая тенденция производителей это сохранение объема продаж на уровне факта 2015г., отдельные бренды закладывают рост от 5 до 10%.

Большинство брендов в данный момент работает по ценам 2015г., но есть бренды, которые в 2016г увеличили стоимость от 3 до 7% частично это связано с запланированным повышением, частично с очередным падением рубля.

Можно ли ожидать в 2016 году сохранения объема продаж на уровне 2015 года?

– Такое возможно, если рынок будет развиваться по оптимистичному сценарию. Для этого нужно, чтобы российская экономика начала расти, а она продолжает испытывать рецессию. Более того, пока даже нет предпосылок для позитивных тенденций в экономике. Цены на нефть, к которым она привязана, падают, рубль слабеет. Это значит, что стоимость автомобилей продолжит увеличиваться, а доходы населения будут и дальше снижаться. Нет серьезных причин для роста покупательской способности! В пользу рынка будут играть лишь программы господдержки, которые были продлены на 2016 год, но они позволят только снизить глубину рыночного падения. Поэтому наиболее вероятным сценарием мы считаем падение продаж легковых автомобилей в России в нынешнем году на 15 – 20%.

Можно ли ожидать в 2016 году сохранения объема продаж на уровне 2015 года?

Сейчас, когда в экономике России реализуется худший сценарий, сложно ждать восстановления рынка до уровня 2014 года или даже повторения результата 2015-го.

В условиях российского кризиса и снижения курса рубля цена на автомобили становится одним из основных факторов, влияющих на решение о покупке. И не только сам уровень цены, сколько темп прироста. Рост цен на новые автомобили в 2016 году будет зависеть от степени локализации производства, а она зависит от объема выпуска. Получается, что если автоконцерны не найдут возможности начать экспортные поставки, производство автомобилей будет сокращаться вслед за падающим спросом, а, значит, цена – повышаться, от чего продажи будут падать еще сильнее.

Также обязательное введение тревожной кнопки Эра-Глонасс для всех новых автомобилей потребует дополнительных расходов производителей, что неизбежно повлечет еще одно повышение цены.

В первом полугодии 2016-го мы точно не увидим улучшений на рынке, второе – будет зависеть от курса национальной валюты, но в целом за год объем рынка, скорее всего, составит не более 1200000 новых автомобилей.

Ссылка на основную публикацию