Заводской музей легендарного Ижевского завода увидел свет в 1983 году. Сначала это была лишь небольшая выставка в одном из коридоров инженерного корпуса. Ее инициатором был главный конструктор Ижевского завода Николай Слесаренко.
Какие машины выпускались
Производство на ИжАвто активно развернулось в 70-е. Все линии сборочные линии были импортными – «Рено», «Эрфурт», «Спирц», «Блисс», «Клиринг» и других европейских автогиганты. С 1965 по 2009 годы с конвейеров ИжАвто сошло 11 моделей отечественных авто. Кроме этого разрабатывались прототипы, которые так и не встали на потоковое производство.
Серийные автомобили
Первой машиной Ижевского автозавода, собранной из деталей с Московского АЗЛК, был «Москвич-408» (заводской № 021) с характерной эмблемой Юпитера. В период с 1966 до 1968 года было изготовлено 4196 шт. В 1967 году одновременно с МЗМА (Московский Завод малолитражных Автомобилей) был запущен легендарный 412-й Москвич.
На заводе собирался также экспортный вариант специально для Финляндии – это Иж-27151-01-013 с удлиненной грузовой платформой. Он выпускался с 1974 по 1997 годы. Всего изготовлено 135 047 пикапов Иж-2715 всех модификаций.
В 60-70-е XX века Ижевские конструкторы не переставали работать над своими собственными моделями. Так, в 1972 году на базе 412-го появился небезызвестный «каблучок» – относительно небольшой грузопассажирский фургон Иж-27156. С 1987 по 2001 года было произведено 21 508 таких машин.
Год спустя тоже на базе 412-го стартует выпуск первого советского автомобиля с пятидверным кузовом. Знаменитый хэтчбек 21251 был поздней модификацией Иж-«Комби». За 1973–1997 годы было изготовлено 414 187 авто.
Редкий на сегодня пикап Иж-27171, поскольку выпуск его оказался невелик. С 1995 до 2005 год было произведено всего 3695 машин.
Также выпускались автомобили узкого направления, например, фургон Иж-2717. С 1997 по 2005 годы было собрано 73 440 автомобилей.
Ранний серийный Иж-2126 (заводской № 002) производители Ижей хотели назвать космической «Орбитой». Но по стечению обстоятельств эта торговая марка уже использовалось советскими радиоэлектронными заводами. Соответственно Иж так и не смог оформить это название на себя. С 1990 по 2005 г. успели собрать 141 508 серийных Иж-2126.
Малоизвестные прототипы
Непревзойденный Иж-13 с передним приводом – первый в Советском Союзе. Только в Ижевске такие машины раньше всех в СССР проходили испытания. Иж-13 «Старт» с кузовом хэтчбек – фантастическая попытка ижевцев заглянуть «вперед в будущее». Они по-настоящему предвосхитили формы и размеры современных автомобилей. Этот автомобиль тоже сделали полноприводным.
Уникальный последователь своего собрата с индексом 14 – даже внешне очень похож на «Ниву». Опытная модель появилась на два года раньше ВАЗ-2121. Сама идея внедорожника для сельских жителей принадлежала изначально ижевским конструкторам под руководством А.С.Кондрашкина. И снова по стечению роковых обстоятельств машина не увидела свет. Всего в 1972 году было выпущено два автомобиля.
В стиле настоящего авангардизма был выпущен в 1975 году Иж-19 «Старт-комби» – авто работы дизайнера Александра Павловича Зорина. Проект «напугал» руководство и было решено прекратить изыскания в этом направлении.
Музей
Площадь первого выставочного зала была крошечной. Здесь с трудом умещались всего три машины: «Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715.
В начале 2008 года осуществилась несбыточная мечта многих автолюбителей. На первом этаже инженерного корпуса было выделено и отремонтировано большое помещение для полноценного заводского музея. Здесь были выставлены для всеобщего обозрения самые яркие и знаковые модели автомобилей:
- Москвич-408;
- Москвич-412 (тюнингованная модель участвовала в ралли);
- Иж-2715;
- Иж-27156 «каблучок»;
- Иж-21251 «комби»;
- Иж-13, 14, 19.
Просторный и вместительный зал с аккуратно расставленными авто до сих пор производит неизгладимое впечатление на всех истинных почитателей Ижевского завода. В музее находятся и опытные образцы, которые до сих пор у многих вызывают большой интерес. Прототипы – настоящая экзотика, которую можно увидеть только в заводском музее.
В своё время ижевские малолитражки блистали на международных ралли и занимали призовые места. За заводскую команду выступали такие звёзды отечественного ралли как С.К. Брундза и А.Г. Брум, а раллийные машины выпускали на заводе небольшими партиями. В музее представлен «Иж-ралли» образца 1972 г.
К большому сожалению у «Удмуртской жемчужины» до сих пор очень много нерешенных проблем. Далеко не все автомобили, представляющие историческую ценность, правильно хранятся. Многие оригинальные машины до сих пор остаются на территории заводских корпусов.