Расчет закрытого ящика

Акустические системы

Как расчитать и изготовить звуковые колонки

главная скачать связь
Hi-Fi колонки из автомобильных динамиков
Узнай типохарактер
своего слуха
FAQ по использованию WinISD
Программы для расчета АС
Основные параметры
НЧ-головок

> корпуса >> кроссоверы >> динамики >> психоакустика >>

–>

КОРПУСА КОЛОНОК
АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Основные параметры НЧ-головок Закрытый ящик АС с фазоинвертором АС с пассивным излучателем Конструктивные особенности корпуса АС
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ
КРОССОВЕР Фильтры постоянного входного сопротивления Фильтры всепропускающего типа Фазировка головок Радио калькуляторы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков Радио калькуляторы Программы для расчета АС Справка по WinISD Размещение колонок в комнате
ИНФО
Особенности восприятия звука человеком Помощь WinISD на русском Динамические головки Требования к помещениям для прослушивания

ЗАКРЫТЫЙ ЯЩИК

версия для печати

Закрытый ящик эквивалентен акустическому ФВЧ второго порядка (крутизна спада в области НЧ – 12 дБ/окт., из них 6дБ/окт. даёт корпус и 6 дБ/окт. – сама НЧ-головка). Потенциал динамической головки в области НЧ используется только на 25…40%. Упругость воздуха, заключённого в закрытом ящике, повышает основную резонансную частоту головки тем больше, чем больше диаметр диффузора головки и меньше объём ящика. Поэтому в таком оформлении желательно использовать головки с диаметром диффузора до 200 мм. Объём закрытого ящика, мало сдвигающего частоту основного резонанса, можно рассчитать по формуле:
(18)
Где DД – эффективный диаметр диффузора, см (без гофра).
Полная добротность НЧ-головок (с учётом сопротивления индуктивности кроссовера, соединительного кабеля и выходного сопротивления УМЗЧ), предназначенных для закрытых АС, не должна превышать 0,8…1,0. В противном случае она будет раздемпфированной. Минимальная неравномерность АЧХ закрытой АС имеет место при добротности QTC = 1 / √2≈0,71.
Для закрытой АС небольшого объёма (VAS / V > 4), т.е. «компрессионного» типа, частота резонанса головки fS должна быть всегда ниже резонанса в системе fC не менее чем в 2 раза; полная добротность QTS также должна быть как минимум в 2 раза ниже добротности головки в системе QTC . При этом QTC достигает относительно большого значения (QTC = 1…2).

Преимущество: более низкая граничная частота на низших частотах.

Недостаток: ухудшение переходной характеристики (склонность к колебаниям) и возникающее «подчёркивание» звуков середины диапазона низких частот вследствие небольшого демпфирования.

Довольно часто для получения глубокого баса и выравнивания характеристики используют 2 НЧ-головки, расположенные рядом. Две однотипные головки эквивалентны одной с диаметром в 1,4 раза большим и гибкостью вдвое меньшей. При параллельном соединении, благодаря взаимной связи, резонансные частоты обоих головок сливаются в одну:
(19)

При последовательном соединении этого не происходит, что способствует расширению области низших частот. На самых низших частотах отдача двух головок почти удваивается. При этом звуковое добавление (пропорционально квадрату площади диффузоров) возрастает в 4 раза.

Иногда для уменьшения чётных гармоник одну из спаренных головок устанавливают тыльной стороной наружу. При этом электрически их включают в противофазе. Образование чётных гармоник связано с захождением звуковой катушки в область пониженной однородности магнитной индукции в двух крайних точках её траектории. Включение головок, таким образом, в значительной степени компенсирует чётные гармоники. Кроме того, установка головок одна над другой в вертикальной плоскости делает более острую направленность в вертикальной плоскости, что способствует минимизации отражения от пола и потолка.

Без заполнения процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления адиабатический, а с заполнением – изотермический, что эквивалентно увеличению объема. Добавляя звукопоглощающий материал, определяют резонансную частоту. Как только частота резонанса перестаёт снижаться, добавление материала прекращают. Следует иметь в виду, что заполнять объём оформления можно до 60 %, выше нецелесообразно.

Заполнение закрытого корпуса звукопоглощающим материалом:

  • увеличивает гибкость воздуха в корпусе (максимально на 25 %), что эквивалентно увеличению объёма (максимально в 1,4 раза);
  • снижает резонансную частоту закрытой АС в пределе на 20 %;
  • приводит к увеличению КПД (максимально на 15%);
  • вносит дополнительные потери, что способствует уменьшению механической добротности QMS примерно в два раза;
  • может приводить к увеличению присоединённой массы подвижной системы до 20 % за счёт колебаний части материала, близко расположенного возле тыльной стороны диффузора.

Звукопоглощающий материал должен быть пористым, например, вата (хлопчатобумажная, минеральная, стеклянная, капроновая), листовой поролон (пенополиуретан, при толщине 10 мм поглощение звука до 60%), войлок, дакрон (синтепон) малой плотности и т.п. Толщина звукопоглощающего покрытия в виде матов, наносимым на внутренние поверхности, кроме панели с головками, должна быть не менее 20…30 мм. Хорошие результаты даёт подвешивание звукопоглотителя в виде валика или шара в центре ящика.

Многие любители музыки считают, что закрытые АС лучше чем ФИ передают характер звучания акустических музыкальных инструментов в низкочастотном спектре. Бесспорным достоинством закрытых систем является простота их конструкции, не требуют настройки, по сравнению ФИ-систем имеет меньшие фазовые и переходные искажения, имеют меньшую амплитуду смещения подвижной системы головки в области инфранизких частот.

Для достаточно хорошего воспроизведения низших частот закрытые АС требуют большого объёма оформления, что приводит к большим габаритам и весу. Например, определим объём закрытого оформления для головки 35ГДН-1-4, имеющий частоту основного резонанса fs = 33 Гц, полную добротность QTS = 0.503 и эквивалентный объём VAS = 50.6 л.

Для получения оптимального значения QTC = 0.71 получим из (16):

Оптимальный объём корпуса V из (14):

С учётом демпфирующего материала объём корпуса может быть уменьшен в 1,15…1,2 раза, т.е. до V = V / 1,2 = 50,9 / 1.2 = 42.5 л.

В значительной степени этого недостатка можно избежать с АС с фазоинвертором.

Самостоятельная сборка аккустической системы

Здесь описывается как создать Акустическую систему своими руками.

Введение

В последнее время стало слышно очень много вопросов про динамики и сабвуферы. Подавляющее большинство ответов можно получить на первых трех страницах любой книги, написанной профессионалами. Материал адресован в первую очередь начинающим, ленивым и сельским самодельщикам, подготовлен на основе книг И.А.Алдощиной, В.К.Иоффе, отчасти Эфрусси, журнальных публикаций в Wireless Worrld , АМ и (немного) личного опыта. HЕ использовалась информация из Интернета и ФИДОнета. Материал никоим образом не претендует на полноту освещения проблемы, а представляет собой попытку объяснить на пальцах азы акустики.

Чаще всего вопрос звучит примерно так: “нашел динамик, что с ним делать?”, или “Товарищч, а говорят такие сабвуферы бывают›”. Здесь мы рассмотрим только один вариант решения этой проблемы: По имеющемуся динамику сделать ящик , с оптимальными параметрами на HЧ, насколько это возможно. Этот вариант сильно отличается от задачи заводского конструктора-натянуть нижнюю частоту системы до необходимой по ТУ величины.

Вопрос-ответ

Q: Нашел по случаю большой динамик без опознавательных знаков. Как узнать, можно ли сделать из него сабвуфер?
A: Нужно измерить его T/S параметры. Hа основании этих данных принимать решение о виде HЧ оформления.

Q: Что такое T/S параметры?
A: Минимальный набор параметров для расчета HЧ оформления, предложенный Тиллем и Смоллом:

  • Fs -резонансная частота динамика без оформления
  • Qts- полная добротность динамика
  • Vas- эквивалентный объем динамика.

Q: Как измерить T/S параметры?
A: Для этого нужно собрать схему из генератора (можно использовать звуковую карту компьютера), вольтметра, резистора и исследуемого динамика. Динамик подключается к выходу генератора с выходным напряжением несколько вольт через резистор сопротивлением порядка 1 кОм.
1. Снимаем V(F)=АЧХ сопротивления динамика в области резонанса. Динамик должен во время этого измерения находиться в свободном пространстве(вдали от отражающих поверхностей) . Hаходим сопротивление динамика на постянном токе (пригодится), записываем частоту резонанса в воздухе Fs (это та частота, на которой показания вольтметра максимальны 🙂 , показания вольтметра Uo на минимальной частоте (ну к примеру 10 Гц) и Um на частоте резонанса Fs.
2. Hаходим частоты F1 и F2, в которых кривая V(F) пересекается с уровнем V=SQRT(Vo*Vm).
3. Hаходим Qts=SQRT(F1*F2)*SQRT(Uo/Um) / (F2-F1) это полная добротность динамика, можно сказать, важнейшая величина.
4. Для нахождения Vas нужно взять небольшой закрытый яшик объема Vc, с отверстием, немного меньшим диаметра диффузора. Плотно прислонить динамик к отверстию и повторить измерения. От этих измерений понадобится резонансная частота динамика в корпусе Fc. Hаходим Vas=Vc*((Fc/Fs)^2-1).

Эта методика написана в Аудио Магазине №4 за 99 год. Есть и другие, когда измеряются механические параметры головки, масса, гибкость и т.п.

Q: У меня теперь есть параметры динамика, что с ними делать?
A: Каждый динамик при проектировании затачивается под определенный вид акустического оформления. Чтобы узнать, подо что именно, посмотрим на добротность.

  • Qts > 1,2 это головки для открытых ящиков, оптимально 2,4
  • Qts 30 (?) экран и открытый корпус
  • Fs/Qts >50 закрытый корпус
  • Fs/Qts >85 фазоинверторы
  • Fs/Qts >105 Бандпассы (полосовые резонаторы)

Упругость, мясистость, сухость и др. подобные характеристики звука, издаваемого басовой колонкой, во многом определяются переходной характеристикой системы, образованной динамиком, нч оформлением и окружающей средой. Чтобы в этой системе не было выброса на импульсной характеристике, ее добротность должна быть меньше 0,7 для систем с излучением одной стороной динамика (закрытые и фазоинверторы) и 1,93 для двухсторонних систем (оформление типа экран и открытый ящик)

Q: Где почитать про открытое оформление?
A: Открытые ящики и экраны -простейший тип оформления. Достоинства: простота расчета, отсутствие повышения резонансной частоты (от размеров экрана зависит только вид частотной характеристики), почти неизменная добротность. Hедостатки : большой размер передней панели. Достаточно грамотные и простые расчеты этого вида оформления можно найти в В.К. Иоффе, М.В.Лизунков. Бытовые акустические системы, М., Радио и связь . 1984. Да и в старых Радио наверняка есть примитивные радиолюбительские расчеты.

Q: Как расчитать закрытый ящик?
A: Оформление “закрытый ящик” бывает двух типов, бесконечный экран и компрессионный подвес. Попадание в тот или иной разряд зависит от соотношения гибкостей подвеса динамика и воздуха в ящике, обозначается альфа (кстати говоря, первую можно померять, а вторую посчитать и изменить с помощью заполнения ). Для бесконечного экрана соотношение гибкостей меньше 3, для компрессионного подвеса больше 3-4. Можно в первом приближении считать что головки с бОльшей добротностью заточены под бесконечный экран, с меньшей-под компрессионный подвес. Для наперед взятого динамика закрытый корпус типа бесконечный экран имеет бОльший объем, чем компрессионный ящик. (Вообще говоря, когда есть динамик, то оптимальный корпус под него имеет однозначно определенный объем . Ошибки, возникшие при измерении параметров и расчетах, можно в небольших пределах поправить с помощью заполнения). Динамики для закрытых корпусов имеют мощные магниты и мягкие подвесы в отличие от головок для открытых ящиков. Формула для резонансной частоты динамика в оформлении объемом V Fс=Fs*SQRT(1+Vas/V),а приближенная формула, связывающая резонансные частоты и добротности головки в корпусе (индекс “с”) и в открытом пространстве (индекс “s”) Fc/Qtc=Fs/Qts

Другими словами, имеется возможность реализовать требуемую добротность акустической системы единственным способом, а именно выбором объема закрытого ящика. Какую добротность выбрать? Люди , которые не слышали звучания натуральных музыкальных инструментов, обычно выбирают колонки с добротностью более1,0. У колонок с такой добротностью (=1.0) наименьшая неравномерность частотной характеристики в области низших частот (а при чем здесь звук?), достигнутая ценой небольшого выброса на переходной характеристике. Максимально гладкая АЧХ получается при Q=0.7, а полностью апериодичная импульсная характеристика при Q=0.5. Hомограммы для расчетов можно взять в вышеприведенной книге.

Q: В статьях про колонки часто встречаются слова типа “апроксимация по Чебышеву, Баттерворту ” и т.п. Какое это имеет отношение к колонкам?
A: Акустическая система представляет собой фильтр верхних частот. Фильтр может быть описан передаточной характеристикой. Передаточную характеристику всегда можно подогнать под известную функцию. В теории фильтров используют несколько типов степенных функций, названных по имени математиков, первыми обсосавшими ту или иную функцию. Функция определяется порядком(максимальным показателем степени, т.е. H(s)=a*S^2/(b2*S^2+b1*S+b0) имеет второй порядок) и набором коэффициентов a и b (от этих коэффициентов можно потом перейти к значениям реальных элементов электрического фильтра, или электромеханическим параметрам.) Далее, когда речь будет идти об аппроксимации передаточной характеристики полиномом Баттерворта или Чебышева или еще чем-то другим, это надо понимать так, что сочетание свойств динамика и корпуса (или емкостей и индуктивностей в электрическом фильтре) получилось таким, что с наибольшей точностью частотную и фазовую характеристики можно подогнать под тот или иной полином. Hаиболее гладкой частотная характеристика получается, если ее можно аппроксимировать полиномом Баттерворта. Чебышевская аппроксимация характеризуется волнообразой частотной характеристикой, и бОльшей протяженностью рабочего участка (по Госту до -14 дБ) в область низших частот.

Q: Какой вид аппроксимации выбрать для фазоинвертора?
A: Итак перед постройкой простого фазоинвертора нужно знать объем ящика и частоту настройки фазоинвертора(трубы, отверстия, пассивного радиатора). Если в качестве критерия выбрать наиболее гладкую АЧХ( а это не единственно возможный критерий), то получится следующая табличка А) Qts 0,5- придется допустить волны на АЧХ, по Чебышеву. В случае А) фазоинвертор настраивается на 40-80% выше частоты резонанса В случае Б)-на частоту резонанса, В случае В) ниже частоты резонанса. Кроме того в этих случаях будет и различный объем корпуса.. Для того, чтобы найти точные частоты настройки, надо взять исходные формулы, достаточно громоздкие для того, чтобы приводить их здесь. Поэтому отсылаю интересующихся в АудиоМагазин за 1999 год, после этого ликбеза там уже можно будет разобраться, или в книги Алдошиной. И даже статьи Эфрусси в Радио за 69 год сгодятся.

Заключение

Если после прочтения всего этого у Вас еще осталось желание что-то склепать самому, то можно взять в Интернете какую-нибудь програмку (типа WinspeakerZ) и расчитать все это самому, памятуя о том, что из Г.. конфетку не сделать. Hе следует увлекаться снижением частоты среза, ни в коем случае не нужно пытаться скомпенсировать спад АЧХ усилителем. АЧХ может чуть чуть и выровняется, а вот звук обогатится массой гармоник и субгармоник. Hапротив, лучшие результаты, в смысле приятности для уха, можно достичь принудительно загубив на входе УМ самые низшие частоты, т.е. частоты ниже частоты среза HЧ колонки. Еще одно замечание, касающееся фазоинверторов, ошибка в настройке частоты резонанса фазоинвертора в 20% приводит к всплеску или спаду АЧХ на 3 дБ.

Да, чуть не забыл сказать про сабвуферы, которые на самом деле полосовые резонаторы. Добротность динамиков для них должна быть еще ниже. Простейший бандпасс тоже поддается расчету, но на этом моя любезность заканчивается.

АС – открытый ящик

Эти акустические системы (далее – АС) я изначально разрабатывал не для себя и, что приятно, единственным условием заказчика было качественное воспроизведение Музыки и цвет корпуса, гармонирующий с интерьером. Таким образом, я не был ограничен ни электрическими характеристиками, ни количеством полос, ни габаритами АС (комната прослушивания предполагалась большая и свободная, с малым количеством мебели). В начале была идея сделать АС на более мощных динамиках (конкретно 25гдш102) или на сдвоенных 10гдш102, но потом я решил пожертвовать мощностью ради гарантированного качества и собрать АС на одном широкополоснике 10гдш102.

Динамики 10гдш102 Знаменского завода (они же, в иных воплощениях: 10гд36, они же 10гдш1-4) сами по себе звучат неплохо, и по началу хотелось даже сделать просто Экраны или ОЯ (открытый ящик), но в последствии (по эстетическим соображениям) решено было сделать ЗЯ (закрытый ящик). Вариант неидеальный, но практичный. Это была сознательная жертва количеством и глубиной баса (в сравнении с ФИ) ради более высокого его качества, и не менее осознанный отказ от прекрасно звучащего экрана ввиду его нереальных размеров. Кроме этого, для снижения влияния граней передней панели решено было сделать её максимально большой, а сам ЗЯ принял вид довольно таки плоской коробочки находящейся за этим широким “экраном”. Идея эта родилась совершенно спонтанно, я провел аналогии со старыми АС, которые в большинстве случаев делали с широкой передней панелью и совершенно не занимались при этом “зализыванием” передних граней корпуса. А ведь раньше корпуса АС проектировали для качественного воспроизведения музыки (это теперь их разрабатывают все больше для интерьера). Результат моих трудов по проектированию Вы можете видеть на чертеже.

Рисунок 1 – Акустическая система NA-4, чертеж

Для фасада и подставки я использовал крышки тумб из ламинированного ДСП толщиной 25 мм, короб изготовлен из ДСП 16 мм, его я “ламинировал” уже самостоятельно, самоклеющейся пленкой. Конструкция собрана на брусках традиционным способом — саморезы + клей, только клей пришлось подобрать такой, чтоб хорошо клеил ламинированную поверхность. Сборка короба и обеспечение ровного сопряжения его деталей аналогична той, что описана в статье про na-3. Дно-подставка прикручено снизу длинными толстыми саморезами.

Технология крепления дна следующая: в нем намечаются и сверлятся в ряд 5-6 крепежных отверстий, затем дно и фасад скрепляются одним крайним шурупом, (для точного совпадения кромок фасада и дна необходимо производить сборку на ровной, чистой и плоской поверхности), этот этап должен дать ровное соединение деталей; далее точно подгоняется параллельность граней деталей относительно друг друга (чтобы получить идеально ровный отступ от передней кромки дна до его сопряжения с передней панелью) и полученное положение закрепляется вторым то же крайним шурупом, остальные же закручиваются уже когда детали точно скреплены между собой; после этого конструкция разбирается и место стыка промазывается клеем или герметиком и собирается начисто.

Внутри корпуса проходят два пояса ребер жесткости. Идеальны были бы еще одна – две распорки между передней и задней стенками корпуса, но это усложняло крепление звуко-виброизолирующего покрытия. Возможные колебания задней стенки я решил компенсировать хорошей звуко-виброизоляциейизоляцией изнутри и накладкой из кожзама снаружи. В данном случае, внутри оказался ковролин на резиновой основе, приклеенный прорезиненной стороной по всей внутренней поверхности и распушенный синтепон, распределенный по всему по объему. Накладка из кожзама позволила так же скрыть единственные закрученные снаружи шурупы и придала колонкам элегантный вид сзади. Отслушивание этой пары в условиях, когда один из задников не был еще покрыт кожзамом, дало следующий результат: “неотделанная” АС имела более резкий звук, более привязанный к АС, “отделанная” же звучала более мягко, легко, открыто. Так что применения именно этого типа покрытия оказалось вполне оправданым.

Для гашения стоячих волн в корпусе было применено следующее решение: на дне и крыше короба (естественно изнутри) ковролин был закреплен волнами, причем волны на дне и крышке направлены относительно друг друга под 90 градусов. Волны ковролина делались так: сначала при помощи коротких шурупов с большими шляпками и “Момента” крепится один край вырезанной полосы ковролина, затем делается складка-волна с длиной и высотой порядка 3-4 см и снова крепится к ДСП тем же способом, и т.д. Боковые стенки при желании можно отделать таким же образом, но я ограничился лишь двумя поверхностями.

Динамики обработаны следующим образом: полиуретановый гофр (подвес) пропитан касторовым маслом, делать это надо аккуратно, малыми дозами масла аккуратно распределенными посередине гофра, иначе есть риск отклеить его от корзины или от диффузора. Делается это для устранения провала в районе 400 гц (этот рецепт “лечения” динамиков применял в своих разработках “Доктор” Александр Клячин). После пропитки гофр должно немного покоробить – это нормально пугаться не стоит, но излишняя пропитка приведет к очень сильному короблению и как следствие ухудшит звучание динамика – это нам уже ни к чему.

Рисунок 2 – Динамик 10гдш102, после пропитки гофра

Окна корзины динамика заклеены одним слоем синтепона (порядка пол сантиметра толщиной), это позволяет снизить добротность динамика и адаптировать его, тем самым, к условиям ЗЯ. Александр Клячин рекомендовал так же наклеить противомагниты, однако пришлось обойтись без них, за неимением подходящей пары магнитов. На фото динамики, окна которых заклеены требуемым слоем синтепона. Разный цвет клеевых швов — это просто результат применения двух видов клея (темный — Момент-1, светлый — Момент Кристал, эффект идентичен).

Рисунок 3 – Динамик 10гдш102, на окнах наклеен ПАС из синтепона

В данной конструкции один из важнейших элементов, кабель внутренней разводки. В качестве недорогого варианта с гарантированным результатом, можно применить самодельный литц в бумажной изоляции. Еще один бюджетный вариант – моножила в полиэтиленовой изоляции от старого телефонного кабеля. Возраст кабеля в данном случае гарантирует его достаточный прогрев и приличное качество меди. Некоторое количество моножилок (скорее всего в диапазоне от 4 до 6) нужно с крутить в жилу, жилы свить между собой в обратном направлении с небольшим шагом (буквально 2-4 витка на метр). Более дорогой вариант внутренней разводки — использовать качественный брендовый кабель (Supra, Analysis-Plus). Естественно при изготовлении и подключении проводов учитываем их направленность. В АС я не применял ни каких фильтров, динамики подключены напрямую. Кстати, у одного из них была неверно указана полярность, так что обязательно надо проверять её самому (например батарейкой: диффузор вперед, значит + попал на +). Целью было обеспечить хороший звук при минимальной сложности конструкции и легкой заменяемости (повторяемости) основных деталей.

Специфическая форма АС и низкое расположение динамик требует наклонной установки. Располагать их следует таким образом, чтобы излучатели смотрели в точку, где предполагается расположить уши слушателя. Я решил эту проблему установкой в днище корпуса четырех резьбовых втулок. Сами ножки-“шипы” были реализованы оригинальным способом, путем объединения куска шпильки и гайки колпачка. В результате получились регулируемые опоры со сферическими головками. Если поставить такие ножки на пятирублевые монетки, точность баса и некоторых других характеристик заметно возрастает.

Рисунок 4 – Комплектующие для изготовления опор АС (роль шпильки на фото выполняет болт)

Результат прослушивания готовых АС приятно удивил меня самого. Предыдущий вариант этих динамиков, с которым я работал в модели NA-1, был мягко говоря неудачным (на основании чего настоятельно НЕ рекомендую пользоваться динамиками 10гдш1-4 или 10гдш2-4) производства завода Динамик). Эта конструкция, судя по всему, довольно полно раскрывает возможности данных головок, т.к. претензий к звуку практически ни каких. Не ожидал я такого музыкального разрешения и такого ровного тонального баланса. Звучат они очень даже выразительно и живо. Если находиться в зоне фокуса звука (которая у этих АС небольшая), сцена рисуется просто отлично с ощутимым объемом во всех трех измерениях. Из недостатков могу назвать не глубокий, но весьма точный (и по мне – достаточный) бас, и узкую лучевую направленность АС (даже вдвоем стерео уже не послушать).

Поздние комментарии: хотел сначала оформить этот текст так же, как и статью про NA-3, но ограничился небольшой литературной правкой, изменением абзаца о проводах внутренней разводки и добавлением абзаца об опорах (который отсутствовал в оригинальном тексте). Относительно звучания мне сложно сейчас что либо убавить или добавить. Оставил как есть, надеясь на тогдашнюю адекватность восприятия. Сейчас у меня нет доступа к этим АС, да и человека для которого я их делал то же уже нет среди нас. Быть может эти АС еще работают и радуют кого то, а может уже отправились на помойку (габариты то недетские, места занимают как пара кресел). Так или иначе, делал я их от души и на момент сборки и первоначального прослушивания готов был назвать своей лучше работой.

Себестоимость этой акустической ситсемы получилась небольшая, но будьте готовы к тому, что материал корпуса и внутренней отделки съедает основной бюджет. Форма и и конструкция АС принципиальны. Пробовал использовать те же динамики в корпусах от NA-3 и еще в нескольких других (в том числе узких) 50 литровых ящиках — результат в каждом из случаев был различный. По моему опыту корпус na-4 звучит принципиально лучше любых других вариантов.

Посвящается Антиповой Ирине, человеку по настоящему понимавшему и любившему музыку, для которой разрабатывалась и изготавливалась данная модель.

Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

Опции темы
Поиск по теме
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

———- Сообщение добавлено 02.01.2013 в 21:44 ———-

Пардоньте, – саб Boston Acoustics G212-44

———- Сообщение добавлено 02.01.2013 в 21:44 ———-

Пардоньте, – саб Boston Acoustics G212-44

Если Вы впервые на нашем Форуме:

  1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
  2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
  3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться – практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.

Re: Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

Если есть возможность произвести граматный расчёт самому,то естесно лучше будет сделать имменно так.

Re: Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

Самому расчета грамотного произвести пока не судьба, вариант один просить совета разбирающихся.

———- Сообщение добавлено 02.01.2013 в 23:02 ———-

———- Сообщение добавлено 03.01.2013 в 00:14 ———-

Или может есть люди владеющие JBL SS в совершенстве помочь просчитать?

Re: Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

А вобще,в какое авто будет устанавливаться сабовое звено?И какой усилок(если имеется)?

Канешно есть!И если попросить гуру владеющие JBL SS,думаю они помогут расчитать размер.

Re: Объем под ЗЯ рекомендованный производителем и есть требующимся для саба

Ну тогда уважаемые Гуру просьба к Вам – помогайте! (JBL SS не могу запустить на своем нойте с Win7 64-bit(((, да и опыта работы в ней абсолютно нет).
Вот параметры динамика:

Технические характеристики:
Название Значение
Долговременная мощность RMS 300 Вт
Частотная характеристика 20 – 350 Гц (± 3 дБ)
Сопротивление звуковой катушки 2 х 4 Ом
Уровень звукового давления 86,4 / 85,9 (парал/послед подключение; дБ/1Вт/1м) дБ
Чувствительность 93,4 / 87,3 (парал/послед подключение; дБ на 2,83В)
Параметры Тиля-Смолла
Эквивалентный объем (Vas) 83,01 л
Механическая добротность (Qms) 12,55
Полная добротность (Qts) 0,51
Линейное перемещение, одностороннее [(Hvc-Hag)/2] Xmax 13,3 мм
Максимальное механическое перемещение (от пика до пика) (Xmax) 39 мм
Электрическая добротность (Qes) 0,53
Площадь диффузора (Sd) 521 см2
Активное сопротивление обмотки (Re) 1,61 / 6,44 (парал/послед подключение) Ом
Масса подвижной системы (Mms) 167,5 г
Гибкость подвижной системы (Сms) 218
Силовой фактор (Bl) 9,17 / 18,34 (парал/послед подключение) Тлм
Оптимальные параметры фазоинверторного корпуса
Рекомендуемый объем фазоинверторного корпуса 56,6 л
Диаметр фазоинверторного порта 100 мм
Длина фазоинверторного порта 330 мм
Частота настройки 34 Гц
Рекомендуемая установка регулятора Q-Tune уcилителя Boston GT 34Гц @ 0,7
Оптимальные параметры закрытого ящика
Рекомендуемый объем закрытого ящика 28,3 л
Рекомендуемая установка регулятора Q-Tune уcилителя Boston GT 33Гц @ 0,7
Конструкция
Размер динамика 12″
Корзина Стальная
Установочные размеры
Монтажная глубина 182 мм
Монтажный диаметр 283 мм

Расчет параметров акустического оформления. Часть 1. Открытое акустическое оформление.

Открытым акустическим оформлением головки называется такое ее оформление, при котором задняя сторона звукоизлучающей поверхности диффузора головки не изолирована акустически от передней. В качестве открытого оформления применяется либо плоский экран (щит), либо ящик, обычно имеющий форму параллелепипеда, с перфорированной задней стенкой.

Открытое акустическое оформление наиболее распространено как в нашей стране, так и за рубежом. Оно попользуется в телевизорах, переносных радиоприемниках всех классов, кассетных магнитофонах, абонентских громкоговорителях, а также в большей части катушечных магнитофонов, стационарных радиоприемников и электрофонов. Можно сказать, что за исключением высококачественной звуковоспроизводящей радиоаппаратуры с выносными АС, вся остальная бытовая звуковоспроизводящая аппаратура имеет открытое акустическое оформление.

Достоинство открытых АС — простота и, кроме того, в них не имеет места повышение резонансной частоты по сравнению с резонансной частотой применяемой головки, а принципиально возможно и понижение этой частоты, что выгодно отличает открытую АС, например, от закрытой. Недостаток открытой системы — сравнительно большие размеры этого оформления, когда требуется воспроизведение низших частот звукового диапазона.

Наиболее простой вид открытого оформления — плоский экран. Даже при сравнительно небольших его размерах воспроизведение низких частот значительно улучшается. Вместе с тем в области средних и особенно высоких частот экран уже не оказывает существенного влияния. Конструктивно экран рекомендуется выполнять в виде толстой доски или фанеры толщиной 10-20 мм, в которой вырезано отверстие, по периметру диффузородержателя головки, куда вставляется головка. Экран выполняется квадратной или прямоугольной формы. Соотношения сторон прямоугольного экрана могут колебаться в довольно широких пределах. Предпочтительное отношение сторон прямоугольного экрана в пределах от 2:1 до 3:1.

Размещать головку рекомендуется в центре прямоугольного экрана. Смещение от центра уменьшает звуковое давление АС и ухудшает ее частотную характеристику. Для квадратных экранов некоторое смещение места установки головки улучшает частотную характеристику, поскольку при симметричном креплении головки на частотной характеристике появляется глубокий провал в области средних частот. На рис.27 показана форма частотной характеристики при смещении головки от центра.

На рис.28 приведена конструкция стандартного акустического экрана, предусмотренная ГОСТ 16122—78 «Громкоговорители. Методы электроакустических испытаний и измерений». С помощью этой конструкции измеряют параметры головок.

Практически конструкции плоского экрана могут выполняться, например, в виде щита, помещаемого в углу комнаты (рис. 29).

Установка щита с головкой в углу комнаты позволяет уменьшить его размеры. Щит в виде треугольника или трапеции подвешивают, например, в углу у потолка. Между верхней кромкой Щита и потолком необходимо оставить широкую щель, а пространство позади щита рекомендуется заполнить звукопоглощающим материалом. Головку необходимо защитить от возможных повреждений и пыли.

Встречаются описания АС, в которых головка вставляется в отверстие, в стене комнаты, т. с. стена является экраном.

РИС.27. Частотные характеристики головки при ее центральном расположении в прямоугольном экране (1) и при смещении вдоль длинной стороны (2).
РИС.28. Стандартный акустический экран для измерения головок прямого излучения (а) и способы крепления головок в экране (б, в). РИС.29. Открытое акустическое оформление в виде щита, подвешенного в углу комнаты.

Принципиально такое конструктивное решение выгодно, но при этом не надо забывать, что звучание АС будет иметь место не только в той комнате, в которой АС предназначена работать, но и в той, куда выходит задняя поверхность головки, что, конечно, не всегда желательно. Если же такое решение возможно, то оно дает заметное улучшение частотной характеристики и качества звучания, особенно на низких частотах.

Определим, каким должен быть размер экрана? Желателен такой экран, который позволил бы на нижней граничной частоте воспроизводимого диапазона получить такой же уровень звукового давления, как и на верхней границе поршневого диапазона f(гр.в) зоны его действия, т. е. выровнять звуковое давление на нижних и средних частотах. Значение f(гр.в) может быть найдено из (27). Выбор нижней граничной частоты зависит от добротности применяемой головки. Ранее отмечалось, что форма частотной характеристики головки при Q =1,93 на частотной характеристике появляются провал на частоте w(2) и пик на частоте w(1). Добротность головки при помещении ее в плоский щит практически не меняется. Неравномерность частотной характеристики при Q =1,93 за нижнюю граничную частоту обычно выбирают частоту пика w(1) частотной характеристики головки (рис. 23, кривая 2) и неравномерность частотной характеристики в этом случае определяется провалом на частоте w(2). Однако при этом несколько сужается расчетный диапазон воспроизводимых частот по сравнению с его значением при Q 1,93.

РИС.31. Зависимость ф(Q) от Q.
РИС.32. Зависимость f(гр.н) от Q.

Площадь экрана, исходя из обеспечения наиболее равномерной характеристики, может быть определена как

(28)

Информация взята из книги Бытовые Акустические Системы, авторы В.К.Иофе и М.В.Лизунков

Ссылка на основную публикацию