Проверка количества жидкости ATF

Проверка количества жидкости ATF

  • Проверка количества ATF должна проводиться регулярно.
  • Пожалуйста, не путайте индикатор ATF с индикатором моторного масла.
  • Проверка количества ATF осуществляется с помощью индикатора ATF

Что необходимо проверить в начале

  1. ATF должна быть нагретой
  2. Горизонтальное положение автомобиля
  3. Режим холостого хода
  4. Индикатор нагрева

Чем грозит не правильный уровень жидкости

Избыток ATF – При нагревании ATF расширяется и ее объем увеличивается, она непосредственно участвует в системе передачи энергии, поэтому образуется пена. Происходит попадание воздуха в гидравлическую систему, поэтому возникают неполадки и температура жидкости еще больше повышается. Фонтанирование ATF из наливного отверстия.

Недостаток ATF – Когда из фильтра жидкость перестанет вытекать, есть опасность перелива, поэтому здесь также может произойти завоздушивание гидравлической системы. Впоследствии в утренние часы будут происходит сбои в работе сцепления, и автомобиль будет слаженно функционировать только в прогретом виде. Износ внутренних частей устройства; Перебои в работе сцепления.

Основными причинами неполадок АТ являются избыток либо недостаточное количество ATF. Даже если причиной неполадки является иная часть АТ, в любом случае проверьте состояние ATF, чтобы убедиться, не является ли она дополнительной причиной имеющейся проблемы.

Обратите внимание на следующие пункты:

  • В автомобилях Honda проверка должна проводиться в течение первой минуты после остановки двигателя
  • В автомобилях Mitsubishi и Suzuki проверка проводится в позиции N рычага переключения передач (S-CVT – в позиции Р)
  • Непременно используйте специальный материал для очистки (чтобы избежать попадания мусора, оческов и др.)

По сравнению с моторным маслом ATF менее заметна на индикаторе, поэтому будьте внимательны!

В отличие от индикатора моторного масла для ATF существуют индикаторы нагрева (HOT) и охлаждения (COLD). Это является отличительной особенностью ATF, поскольку она очень сильно расширяется (на 1°С – 0,08%).

Способы проверки ATF по маркам автомобилей

Режим холостого хода

  1. В горизонтальном положении автомобиля установить рычаг переключения передач в позицию Р
  2. Нажать на педаль тормоза и одновременно переключить рычаг с позиции Р в позицию L, затем перевести рычаг обратно на Р
  3. Вытереть индикатор ATF (щуп) и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Охлажденная жидкость Область COOL(25°С)
Нагретая жидкость (Область HOT около 75°С после работы двигателя более 10 минут)

Nissan – Автомат

Режим холостого хода

  1. Прогреть двигатель – около 10-15минут (после 10 минут при внешней температуре 20°С температура достигнет 50-80°С)
  2. В горизонтальном положении автомобиля установить рычаг переключения передач в позицию Р
  3. Нажать на педаль тормоза и одновременно переключить рычаг с позиции Р в позицию 1, затем перевести рычаг обратно на Р
  4. Вытереть щуп и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]
Можно провести проверку и по индикатору охлаждения [COLD] – когда жидкость не нагрета, однако после такой проверки все равно необходимо проверить и индикатор [HOT].

Nissan – CVT

Режим холостого хода

  1. Прогреть двигатель – около 10-15минут
  2. В горизонтальном положении автомобиля установить рычаг переключения передач в позицию Р
  3. Нажать на педаль тормоза и одновременно переключить рычаг с позиции Р в позицию Ds, затем перевести рычаг обратно на Р или на N
  4. Вытереть щуп и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]
Можно провести проверку и по индикатору охлаждения [COLD] – когда жидкость не нагрета, однако после такой проверки все равно необходимо проверить и индикатор [HOT].

В течение первой минуты после остановки двигателя

  1. В горизонтальном положении автомобиля установить рычаг переключения передач в позицию Р; поставить на ручной тормоз
  2. В течение первой минуты после остановки двигателя проверить по индикаторному щупу количество жидкости (между максимальным и минимальным значениями)

Установленная норма:
Проверка осуществляется по уровню жидкости на индикаторном щупе

Mitsubishi

Режим холостого хода

  1. Прогреть двигатель – около 10 минут
  2. В горизонтальном положении автомобиля установить рычаг переключения передач в позицию Р; поставить на ручной тормоз
  3. Нажать на педаль тормоза и одновременно медленно переключить рычаг с позиции Р в позицию L, затем перевести рычаг на N
  4. Вытереть щуп и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]

Режим холостого хода

  1. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  2. Нажать на педаль тормоза и одновременно медленно переключить рычаг с позиции Р в позицию 1, затем обратно вернуть рычаг на Р
  3. Вытереть щуп и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется в области от F до L на индикаторном щупе
Если индикация имеется только с одной стороны – Проверка проводится при прогретой ATF (65°C после 10 минут работы двигателя)
Если индикация имеется с двух сторон: 1 – высокая температура ATF; 2 – низкая температура ATF(20°C – перед вкл двигателя)

Режим холостого хода

  1. Прогреть жидкость до такой температуры, которой она обладает во время езды (70-80°С). В качестве критерия можно использовать шкалу температуры воды для охлаждения (когда стрелка перейдет на следующее деление после С)
  2. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  3. Переключить рычаг с позиции Р в позицию L, затем вернуть рычаг на N
  4. Вытереть щуп и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]
Проверка должна проводится обязательно в прогретом состоянии

Режим холостого хода

  1. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  2. В позиции Р завести двигатель и дать ему поработать 2-3 минуты в холостом режиме
  3. Нажать на педаль тормоза и одновременно переключить рычаг с позиции Р во все позиции поочередно, затем перевести рычаг обратно на Р
  4. Вытереть индикатор и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Холодное состояние – COLD (на ощупь – чуть теплый индикатор) – Область COLD
Горячее состояние – HOT (на ощупь – горячий индикатор: 50-80°С) – Область HOT
При езде по высокоскоростным магистралям поскольку температура может быть очень высокой, проверка проводится лишь через полчаса после остановки. Если у Вас система NAVI – 5, необходимо обратиться в сервисный центр за консультацией.

Режим холостого хода

  1. Прогреть автомобиль (примерно 15 минут езды при скорости 60 км/ч), температура жидкости поднимется до 80°С
  2. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  3. Нажать на педаль тормоза и одновременно переключить рычаг:
    • в системе 3 АТ – с позиции Р в позицию L
    • в системе 4 АТ – с позиции Р в позицию 2, затем перевести рычаг обратно на Р
  4. Вытереть индикатор и вставить его на место, после чего можно проводить проверку

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]

Fuji – автомат

Режим холостого хода

  1. Прогреть ATF до температуры 60-80°С (это около 5-10 км пробега)
  2. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз

После езды необходимо дать поработать двигателю еще 1-2 минуты в режиме холостого хода.

Установленная норма:
Проверка осуществляется по индикатору нагрева [HOT]

Fuji – ECVT

Режим холостого хода

  1. Поместить автомобиль в горизонтальное положение
  2. Переключить рычаг с позиции Р во все имеющиеся позиции поочередно, затем перевести рычаг обратно на Р

Установленная норма:
О нормальном состоянии, будет свидетельствовать следующее:
Температура жидкости ECVT – 20-40°C COLD
Температура жидкости ECVT – 60-80°C HOT

Mercedes Benz

Режим холостого хода

  1. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  2. Переместить рычаг в позицию Р
  3. Перед проверкой дать поработать двигателю 1-2 минуты
  4. Вставить до упора индикаторный щуп, отцепить блокировочный рычажок

Установленная норма:
Разница между минимальной и максимальной отметкой – около 80°С
При температуре в 20-30°С маркировка находится ниже минимальной отметки на 10 мм.

Режим холостого хода

  1. В горизонтальном положении автомобиль поставить на ручной тормоз
  2. Прогреть автомобиль до рабочего состояния (80°C)
  3. Переместить рычаг в позицию Р или N
  4. Вынуть щуп (deep stick), вытереть его и вставить до упора, после чего приступить к проверке.

Установленная норма:
В норме отметка должна находиться между двумя маркировками
Количество ATF во время езды должно колебаться возле отметки в 0,25 л – это значение как раз располагается между двумя маркировками.

Режим холостого хода

  1. Поместить автомобиль в горизонтальное положение
  2. Переключить рычаг с позиции Р во все имеющиеся позиции поочередно, затем перевести рычаг обратно на Р
  3. Подождать 2 минуты и только после этого проводить проверку

Установленная норма:
В охлажденном состоянии 10 минут работы в холостом режиме – А
В разогретом состоянии около 30 минут езды – В
Отметки MIN и MAX на шкале соответствуют около 0,5 л ATF.

Проверка уровня ATF АТ

Проверка уровня ATF АТ

(каждые 4800 км [3000 миль] пробега или раз в три месяца)

Правильность уровня ATF является одним из критических эксплуатационных параметров моделей, оборудованных АТ. Опускание уровня ATF может привести к пробуксовке преобразователя вращения, тогда как чрезмерное количество жидкости ведет к ее вспениванию, образованию утечек и чревато выходом трансмиссии из строя.

Проверка уровня ATF должна производиться на запаркованном на ровной горизонтальной площадке автомобиле с минутным выключением двигателя.

1. Извлеките измерительный щуп, расположенный в передней части картера трансмиссии вблизи правой переборки двигательного отсека на 4-цилиндровых моделях, либо в левой части отсека на моделях V6. Щуп оборудован кольцеобразной рукояткой, окрашенной в ярко желтый цвет. Пальцами снимите с лезвия щупа следы ATF и на ощупь оцените ее состояние.
2. Тщательно протрите лезвие чистой ветошью и введите щуп обратно в направляющую трубку, плотно посадив крышку на горловину.

3. Вновь извлеките щуп из горловины и по величине смоченного участка лезвия определите уровень ATF в картере трансмиссии. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, через воронку добавив в трансмиссию жидкость требуемого сорта. На 4-цилиндровых моделях заливайте жидкость непосредственно в горловину направляющей трубки измерительного щупа. На моделях V6 предусмотрена отдельное заливное отверстие, из которого необходимо предварительно вывернуть пробку.

4. Для подъема уровня ATF от нижней границы рабочего диапазона щупа до верхней требуется около 0.6 л жидкости – заливание производите небольшими порциями в несколько приемов, каждый раз проверяя уровень.
5. Одновременно с уровнем следует проверять также и состояние ATF. Если жидкость, смачивающая конец лезвия щупа имеет темный красно-коричневый оттенок, либо пахнет гарью, ATF следует заменить (см. Раздел Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)). При отсутствия уверенности в правильности оценки состояния трансмиссионной жидкости сравните ее по цвету и запаху со свежей ATF.

Проверка количества жидкости ATF

<<< назад
Проверка уровня и консистенции ATF позволяет получить весьма ценную информацию об общем состоянии трансмиссии.

Проверку уровня ATF обычно производят при ее нормальной рабочей температуре (около 85°С), которая достигается путем совершения короткой поездки длительностью около 20 минут. Замечание: Для прогрева ATF до нормальной рабочей температуры недостаточно просто запустить двигатель на холостые обороты и погонять его в течение 20 минут с установленной в положение «Р» или «N» трансмиссией. Ввиду того, что прогрев трансмиссии не всегда представляется возможным, на лезвии измерительного щупа обычно предусмотрено два рабочих диапазона, один из которых соответствует нормальному уровню прогретой ATF (НОТ), второй – непрогретой (COLD). Параллельно с проверкой уровня ATF следует внимательно осмотреть поверхность картера трансмиссии на предмет выявления признаков развития внешних утечек жидкости, особое внимание следует уделить состоянию шлангов гидравлических линий и их штуцерных соединений.

  1. Прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей температуры.
  2. Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку, по возможности с твердым покрытием.
  3. Твердо взведите стояночный тормоз.
  4. Запустите двигатель на холостые обороты и, удерживая выжатой педаль ножного тормоза, поочередно переключите рычаг селектора в каждое из предусмотренных его конструкцией положений.
  5. Не глуша двигатель (для большинства моделей автомобилей), переведите рычаг селектора в оговоренное в инструкциях изготовителей положение («Р» или «N»). Замечание: Уровень ATF в положении «Р» рычага может отличаться от уровня в положении «N».
  6. Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистым бумажным полотенцем. Заправьте щуп обратно в трубку, проследив за полнотой его посадки. Вновь извлеките щуп и по длине смоченного участка лезвия определите уровень ATF в поддоне картера трансмиссии. Внимание: Ни в коем случае не производите ходовые испытания автомобиля, если уровень ATF в AT не соответствует требованиями Спецификаций!
  7. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку уровня трансмиссионной жидкости. Недостаточный уровень ATF может явиться причиной подсасывания воздуха в маслозаборник насосной станции, что чревато снижением рабочего давления в гидравлическом тракте. В результате может существенно снизиться эффективность функционирования фрикционных элементов сцепления, а также возникнуть опасность перегрева внутренних компонентов трансмиссии вследствие пробуксовки дисков сцепления/тормозных лент. Кроме того, недостаток ATF в картере трансмиссии обычно приводит к чрезмерному смягчению переключений, чреватому возникновению задержек перехода трансмиссии на очередную передачу.

Причина падения уровня ATF должна быть незамедлительно выявлена и устранена. К числу наиболее типичных причин относятся такие как: наружные утечки, утечки через диафрагму вакуумного модулятора, а также ошибки при заправке в картер свежей жидкости.

Если выявить признаков утечек не удается, следует выполнить корректировку уровня жидкости (по соответствующей температурной шкале щупа) и произвести ходовые испытания автомобиля.

Превышение номинального уровня ATF чревато вспениванием жидкости при контакте ее с движущимися компонентами. Чрезмерная аэрация приводит к снижению теплоотводящей способности ATF и может явиться причиной серьезного перегрева AT. К числу прочих отрицательных последствий пенообразования в комбинации с повышением температуры относятся ухудшение смазывающих характеристик жидкости, а также снижение эффективности функционирования гидравлической системы управления в результате нарушения исправности функционирования клапанов, сцеплений и исполнительных устройств. Перелив ATF обычно приводит к выталкиванию ее избытка через вентиляционный сапун трансмиссии или направляющую трубку измерительного щупа. При замене трансмиссионной жидкости внимательно ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к объему заливаемой жидкости.

Следует иметь в виду, что при полной замене ATF требуемое количество жидкости приводится с учетом потребностей всех внутренних элементов трансмиссии, включая объемы гидротрансформатора и поддона картера. В процессе же рутинного (профилактического) обслуживания заменяется обычно лишь заполняющий поддон объем ATF.

Выполнение полной замены ATF следует производить строго в соответствии с рекомендациями компании-изготовителя транспортного средства, составляемыми на основании анализа состояния гидротрансформатора, поддона и сливных пробок картера трансмиссии. Если состояние перечисленных компонентов соответствует оговоренным в рекомендациях требованиям, достаточно будет заменить лишь заполняющий поддон картера объем ATF. Следует заметить, что гидротрансформаторы оборудованы сливными пробками далеко не на всех трансмиссиях.

Заправку следует производить в два этапа: на первом этапе в картер заливается минимальный оговоренный в инструкциях объем жидкости (по «холодной» шкале щупа), после чего трансмиссию следует разогреть до нормальной рабочей температуры в ходе короткой поездки, затем еще раз проверить уровень ATF и уже по результатам проверки выполнить соответствующую корректировку. Никогда не следует забывать, что переполнение трансмиссии на первом этапе запразки может привести неправильной трактовке температурного состояния ATF на стадии промежуточной проверки уровня. Долив жидкости должен производиться маленькими порциями с паузами не менее трех минут, в течение которых уровень будет стабилизироваться.

Карта проверки уровня и состояния ATF

При оценке состояния современных ATF цвет и запах жидкости перестали иметь определяющее значение. Так, цветовая гамма нормальной жидкости может варьироваться от полной прозрачности до темно-красных, даже коричневатых тонов, при этом некоторые жидкости имеют тенденцию к резкому изменению цвета уже в первые часы эксплуатации автомобиля. Легкий запах гари также может возникать уже спустя несколько часов работы трансмиссии.

Подобного рода изменения в результате реакции ATF с различного рода смолосодержщими присадками, используемыми фрикционных покрытиях современных дисков сцепления и тормозных лент AT. Несмотря на сказанное, проверка цветовой гаммы и консистенции ATF попрежнему позволяет получить определенную полезную информацию об общем состоянии трансмиссии. Так, если при следов ATF с лезвия измерительного щупа на белое бумажное полотенце она имеет чрезмерно темный или черный цвет, либо содержит вкрапления металлических частиц, можно сделать вывод о возможном механическом повреждении внутренних компонентов трансмиссии.

Чрезмерное смолообразование, заметно увеличивающее густоту жидкости, чаще всего является свидетельством длительных перегревов трансмиссии (густоту ATF проще всего проверить по полноте ее впитывания в полотенце – свежая ATF должна впитываться быстро и полностью – в случае необходимости произведите сравнительный анализ). На оборудованных встроенным в радиатор штатным охладителем ATF моделях утрата жидкостью прозрачности с появлением молочно-образной консистенцией может являться следствием попадания в капсулу теплообменника охлаждающей жидкости двигателя.

Наиболее типичные источники утечек ATF в трансмиссиях с отдельным расположением главной передачи

Контакт с охлаждающей жидкостью приводит к разрушению (вздутию) резиновых уплотнительных элементов и нарушению фрикционных свойств покрытий дисков сцепления/тормозных лент. Для устранения последствий подобных утечек следует произвести замену охладителя, тщательно промыть линии охладительного тракта трансмиссии, а также полость гидротрансформатора (блокируемый преобразователя вращения подлежит замене). Кроме того, AT подлежит разборке с целью выполнения полного комплекса обслуживания и, в случае необходимости, – восстановительного ремонта. Еще одной причиной пенообразования ATF может являться недопустимое изменение ее уровня (в ту или иную сторону). Если уровень жидкости не выходит за пределы допустимого диапазона соответствующей шкалы измерительного щупа, аэрация может быть вызвана в результате подсасывания воздуха насосной станции при заборе ATF из поддона картера.

В первую очередь следует проверить правильность установки фильтра и состояние его уплотнительного кольца или прокладки.
Для более подробного изучения состояния ATF, – если в таковом возникает необходимость, – следует снять поддон картера трансмиссии. На дне поддона всегда имеется незначительное шламообразование, однако при обнаружении в осадке крупных частиц стали, бронзы или пластмассы следует внимательно изучить состояние втулок, упорных шайб, дисков сцепления/тормозных лент и движущихся внутренних компонентов трансмиссии.

Если присутствие стальных опилок или частиц фрикционного материала не связано с износом сцепления/тормозных лент, придется произвести проверку состояния гидротрансформатора, – с целью уточнения интенсивности образования осадков имеет смысл вскрыть и внимательно изучить фильтрующий элемент.

Своевременность выявления источника утечки часто позволяет значительно упростить процедуру ликвидации ее причины. Внешние утечки AT обычно выявляются без снятия трансмиссии с автомобиля. Прямым следствием развития внешних утечек является падение уровня AT г. компенсация которого за счет заправки в трансмиссию избыточного количества жидкости может привести к возникновению проблем более серьезного порядка, не говоря уже о загрязнении окружающей среды.

Первым шагом при ликвидации причин развития утечек всегда является локализация их источника. Не следует забывать, что набегающим потоком воздуха при движении автомобиля на поверхность картера трансмиссии могут сноситься следы утечек прочих рабочих жидкостей, таких как антифриз или двигательное масло. Тщательно протрите подозреваемый участок поверхности картера, затем совершите короткую (порядка 15 минут) поездку (ATF должна быть разогрета до нормальной рабочей температуры), в конце которой запаркуйте автомобиль над расстеленным на земле чистым листом картона.

Заглушите двигатель, затем, обождав несколько минут, извлеките картон, следы трансмиссионной жидкости на котором позволят локализовать источник утечки. В основу другого метода положено использование специальной пудры, обычно поставляемой в виде аэрозоли. Тщательно промыв подозреваемый участок картера растворителем, насухо протрите его чистой ветошью, затем покройте слоем пудры из аэрозольного баллончика. Совершив на автомобиле короткую (до прогрева ATF) поездку, заглушите двигатель и внимательно осмотрите обработанный участок, следы утечки. Удерживаясь пудрой, следы вытекающей ATF не будут сноситься по стенкам картера трансмиссии набегающим потоком, что поможет легко установить источник утечки. Существует еще один, более универсальный метод, позволяющий выявлять источники утечек практически любой рабочей жидкости.

Mitsubishi Pajero Sport 4D56, АКПП, “Облако”. › Бортжурнал › Проверка состояния и уровня рабочей жидкости АКПП

Знатоки могут перевернуть страницу, пишу для дилетантов вроде меня 🙂
Как-то проверяя уровни всех жидкостей (под капотом), обнаружил, что уровень рабочей жидкости в АКПП выше верхней отметки на пару см – и это на холодной машине!
Зная, что нормальный уровень должен находиться в диапазоне “НОТ” щупа, а если уровень ниже, то всего-то надо долить рабочей жидкости через направляющую трубку щупа. А вот, если уровень рабочей жидкости выше диапазона “НОТ”, то рабочую жидкость надо заменить.
Дальше в мануале идут страшилки.
Анализ результатов проверки уровня рабочей жидкости:
— Если уровень рабочей жидкости в АКПП ниже нормального, то насос будет захватывать рабочую жидкость вместе с воздухом, что приведет к различным неисправностям. Пузырьки воздуха, попавшие в гидросистему коробки передач, являются причиной вспенивания рабочей жидкости. Это станет причиной неустойчивого давления в гидросистеме, что, в свою очередь, приведёт к запаздыванию при переключении передач (позднее включение передач) и пробуксовке муфт или тормозов и т.д.
— Если уровень рабочей жидкости больше нормального, то за счёт вращения подвижных элементов возникнет обильное пенообразование рабочей жидкости, что в результате приведет к таким же последствиям, как и в случае низкого уровня рабочей жидкости, и станет причиной преждевременного ухудшения состояния рабочей жидкости.
— В обоих случаях воздушные пузырьки являются причиной перегрева, окисления рабочей жидкости и отложения лака, который выводит из строя клапаны, муфты и исполнительные механизмы. Вспенивание также приводит к выбросу рабочей жидкости через сапун картера АКПП, что ошибочно принимают за утечки.

Оказалось, что все нормально – просто надо правильно измерять уровень, ниже процедура.

Сначала надо прокатиться на автомобиле пока рабочая жидкость (ATF) в КПП не достигнет нормальной рабочей температуры (70 — 80°С) и остановиться на ровной, горизонтальной площадке. Мануал рекомендует считывать температуру со сканера, у меня Мульт показывает (если нет ничего, то при прогреве по ровной дороге на двигателе должно быть градусов 90).
Теперь особенности для АКПП: Нажмите на педаль тормоза и переместите рычаг селектора последовательно через все положения, задерживая его в каждом из них на несколько секунд для заполнения рабочей жидкостью всей гидросистемы управления и гидротрансформатора, а затем установите селектор в положение “Р”. Оставьте двигатель работать в режиме холостого хода.
Далее обычно: извлеките щуп уровня рабочей жидкости и протрите его насухо, полностью вставьте щуп в направляющую трубку щупа, еще раз извлеките щуп и проверьте уровень рабочей жидкости.

И, до кучи, о состоянии рабочей жидкости в АКПП мануал гласит: необходимо выполнить капитальный ремонт коробки передач и очистку трубок охладителя рабочей жидкости, если рабочая жидкость:
— имеет горелый запах;
— имеет заметно черный цвет;
— загрязнена большим количеством металлических частиц.

Сведения из книги издательства Легион-Автодата.

Проверка масла в АКПП, признаки высокого и низкого уровня жидкости в коробке автомат

Всем владельцам автомобилей с АКПП, необходимо следить не только за состоянием масла в коробке, но и за его уровнем.

Процедура проверки количества трансмиссионного масла существенно отличается от той же механики, и имеет свои особенности.

Рассмотрим, почему проверка уровня масла в АКПП, а точнее ATF жидкости, настолько важна и почему ее количество может изменяться. По каким симптомам можно понять, что уровень выше или ниже нормы, к каким последствиям это может привести, и как правильно произвести замеры.

Низкий уровень ATF

Недостаток жидкости в автоматической коробке может возникнуть после длительной ее эксплуатации, вследствие утечек и испарения ATF. Если утечка происходит достаточно быстро, например когда пробит поддон, автомобиль откажется ехать почти сразу. Куда опасней небольшой недостаток, он будет убивать коробку медленно и незаметно для владельца.

  • Пробуксовка и включение пониженных передач при движение, особенно на подъем, когда насос начинает захватывать из поддона воздух вместо масла.
  • Рывки при переключении передач.
  • Вой коробки и изменение звука работы на разных оборотах.

Последствия

Низкий уровень масла нарушает температурный режим его работы – меньшее количество нагревается значительно быстрее, жидкость начинает «подгорать».

Насос будет захватывать вместе с маслом воздух, в результате получится воздушно-масляная эмульсия, которая является сжимаемой жидкостью. Гидротрансформатор в АКПП работает именно за счет давления жидкости, и изменение ее характеристик скажется на правильности работы этого узла, и всей коробки в целом.

Произойдет снижение ресурса ATF, ее придется менять намного быстрее.

Ухудшится смазка деталей коробки и теплоотвод, как результат – снижение ресурса самой АКПП.

Высокий уровень ATF

Основной причиной высокого уровня масла являются как раз неправильные замеры, после который автовладелец начинает самостоятельно доливать жидкость в коробку.

При замене на СТО работники также могут залить слишком много. Причина проста: сливается горячая жидкость, заливается холодная, а горячая ATF имеет куда больший объем. Значит холодная впоследствии расширится еще больше.

Определить, что уровень масла выше нормы, можно по следующим признакам.

  • Коробка начинает тупить, пинаться, передачи могут не включаться.
  • Подтеки ATF в районе сапуна, щупа, сальников. Не случайно она имеет красный цвет, что отличает ее от всех других технологических жидкостей.
  • Пена на щупе. При чем не просто наличие пузырьков, а устойчивая вспененная жидкость.

Последствия

Диски фрикционов начинают пробуксовывать относительно друг друга, а это приводит к их сгоранию и повышенному износу.

Последствия перелива практически такие же как при недоливе. Жидкость начинает доставать до вращающихся частей коробки и вспениваться, образуя эмульсию. Только кроме сжимаемости и плохой теплопередачи, вы вдобавок получаете серьезное увеличение объема ATF, излишки которой будут выбрасываться через сапун системы вентиляции АКПП.

Как правильно проверить уровень масла

Коробка со щупом

Именно по причине огромной важности количества ATF в автомате, важно уметь правильно произвести ее замер.

Если в технической документации к автомобилю нет четких указаний по способу проверки, используйте общепринятые правила для всех автоматических коробок.

  1. Замер производится на прогретой до рабочей температуры трансмиссии. Важно прогреть именно коробку и жидкость в ней, а не двигатель. На холостом ходу этого сделать сложно, необходимо проехать минимум 10-15 километров.
  2. Измерения производятся при работающем двигателе. Только в этом случае жидкость циркулирует по всей системе, а не стоит без дела в картере.
  3. Рычаг селектора находится в положении P (паркинг). В этом положении открывается клапан радиатора и циркуляция жидкости осуществляется в полном объеме.

После того как вы прогрели автомобиль, его необходимо установить на ровную, горизонтальную поверхность, АКПП переключить в режим P. Достаньте щуп и протрите его насухо, вновь вставьте до упора и извлеките чтобы посмотреть уровень масла.

Марка автомобиля Способ замера
Honda, Acura Двигатель прогрет и заглушен
Audi, BMW, Volkswagen, Peugeot, Renault, Citroen Контрольная пробка
Audi, Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, Volkswagen Коробка на нейтрали
*Способ замера напрямую зависит не от марки автомобиля, а от типа коробки установленной на нем.

Чаще всего на щупе можно увидеть надписи COLD (холодная) и HOT (горячая), на некоторых сразу указывается температура. Также на них имеются насечки или риски, с указанием допустимого диапазона уровня масла. Значений всегда несколько, а причина в том, что у жидкости ATF достаточно высокий уровень теплового расширения. Это значит, что объем масла в автоматической коробке сильно зависит от ее температуры.

Если при проверке уровня масла, температура окружающей среды будет отличаться от +20 (иногда температуру указывают на щупе), показания значения COLD могут быть неверными. Многие владельцы автоматических трансмиссий жалуются на то, что уровень жидкости не дотягивает даже до минимальной риски COLD на щупе. Такое вполне возможно если проверка производятся на холодную, при нулевой, или отрицательной температуре окружающей среды.

Если замеры показали, что жидкости недостаточно, долейте небольшое количество и вновь проверьте уровень масла в коробке.

Если показатели превышают допустимые – удалите излишки ATF через заливную горловину. Проще всего сделать это с помощью самодельного приспособления. На шприц необходимо одеть кусок трубки от капельницы и откачать излишки. После этого также произведите контрольную проверку.

Безщуповые АКПП

А как проверить уровень масла в АКПП, если щуп на ней отсутствует? Например, коробки DP0/AL4, на Peugeot, Renault, Citroen с двигателями до 2 литров. Каждая из них должна иметь контрольную пробку, находиться она может в любом месте: на поддоне, в корпусе, в стенке картера. В некоторых автомобилях она же является заливной (коробки ZF на BMW), масло заливается в них до того момента, пока не начнет вытекать обратно.

Коробки 722.6 на современных автомобилях марки Mercedes вообще не позволяют производить замеры – уровень регулируется перепускными клапанами в автоматическом режиме, а контрольное отверстие отсутствует совсем.

Для проверки уровня масла в коробках имеющих контрольную пробку, потребуется смотровая яма или подъемник. Двигатель также должен быть прогрет и заведен, если нет иных указаний производителя.

Излишки масла сами выльются через контрольное отверстие, долить его можно при помощи того же самого шприца. Несомненный плюс такого метода заключается в том, что полностью исключается вероятность превысить максимальный уровень жидкости в коробке.

Что доливать

После замеров возникает вопрос: чем выравнивать уровень масла в коробке автомат. Информацию о подходящей к вашей коробке жидкости производители часто указывают на щупе, или в документации к машине.

Проверка масла в АКПП: уровень и состояние жидкости ATF в коробке

Автоматические коробки передач на современных автомобилях уверенно теснят привычную «механику». Причина очевидна, так как данный тип трансмиссий значительно упрощает и облегчает процесс вождения. Также автоматические коробки являются достаточно надежными. Главное, соблюдать основные правила эксплуатации, а также своевременно обслуживать АКПП.

При этом под обслуживанием следует понимать проверку уровня масла в коробке — автомат, оценку состояния трансмиссионной жидкости, а также регулярную замену ATF и фильтра АКПП. Далее мы поговорим о том, как правильно проверять уровень масла в АКПП, а также на что обратить внимание при проверке состояния масла в коробке.

Читайте в этой статье

Для чего нужна проверка масла в автоматической коробке

Начнем с того, что любая коробка передач (механическая, роботизированная, гидромеханическая или вариатор) предполагает использование трансмиссионного масла. В случае с «механикой» или «роботом» трансмиссионное масло выполняет функцию смазки, защищает нагруженные детали, смывает продукты износа с поверхностей и т.д.

Также масло циркулирует по каналам гидроблока под давлением, тем самым заставляя включаться нужные передачи благодаря воздействию жидкости на пакеты фрикционов (так осуществляется управление автоматической коробкой).

Вполне очевидно, что в гидромеханической коробке передач требования к уровню и качеству масла значительно повышены. При этом владелец должен постоянно следить как за уровнем ATF в коробке передач, так и за состоянием жидкости.

Игнорирование данных рекомендаций может привести к сокращению срока службы, появлению рывков и пинков при переключении передач, а также неожиданному выходу АКПП из строя.

При этом виной в ряде случаев оказывается банальная ошибка или неправильный замер уровня масла в АКПП. Другими словами, нужно знать, как проверить масло в коробке автомат, причем сделать это правильно.

Уровень масла в коробке автомат: как проверить

Прежде всего, чтобы проверить уровень масла в АКПП, рекомендуется отдельно изучить руководство по эксплуатации конкретного ТС. В мануале обычно содержится полная информация о том, как правильно производятся замеры уровня жидкости АКПП, какой объем масла заливать в коробку автомат на той или иной модели автомобиля, какую ATF рекомендуется использовать и т.д.

Итак, что касается общих рекомендаций, которые актуальны для подавляющего большинства авто с АКПП:

  • Уровень масла в АКПП зачастую проверяется на «горячую». Это значит, что не только двигатель, но и коробка должна быть прогрета до рабочих температур. Для полного прогрева «автомата» нужно проехать около 20-25 км.
  • Далее автомобиль устанавливается на ровную площадку,
    селектор АКПП переводится в режим «паркинг» (P), при этом двигатель глушить не нужно. Двигателю нужно дать поработать на холостых 3-5 минут.
  • Затем необходимо вытащить масляный щуп коробки — автомат и протереть его сухой чистой ветошью. Следите за тем, чтобы на щупе не осталось ворса или какого-либо другого мусора. После этого щуп нужно повторно вставить до упора на 5 сек. и повторно извлечь.

Проверка уровня масла в автоматической коробке: полезные советы

Отметим, что щуп для проверки масла в АКПП обычно красного цвета, тогда как щуп для поверки уровня масла в картере ДВС желтый. Также перед извлечением щупа желательно протереть горловину, чтобы избежать попадания грязи внутрь коробки.

Обратите внимание, если уровень после прогрева АКПП максимальный (ближе к отметке Hot) или низкий (находится на отметке Cold) тогда масло нужно в обязательном порядке или доливать, или откачивать. Как в первом, так и во втором случае игнорирование данной рекомендации может привести к сбоям в работе, повышенному износу и поломкам АКПП.

В случае, когда уровень масла в АКПП ниже нормы, тогда:

  • Происходит нарушение температурного режима, жидкость теряет свои свойства, повышается риск того, что маслонасос АКПП захватит воздух, что приведет к вспениванию трансмиссионного масла. Результат — упадет давления в системе, так как вспененная жидкость будет сжиматься. Низкое давление АТФ, в свою очередь, приводит к сбоям в работе АКПП, перегреву коробки передач, ускоренному износу и т.д.
  • Если уровень масла в коробке автомат слишком высокий, тогда жидкость также может быть вспенена в результате контакта с вращающимися элементами. В этом случае последствия приведут к аналогичным результатам, как и в случае со снижением уровня ниже рекомендуемого. Также вспененная жидкость увеличится в объеме, излишки будут выходить через сапун коробки, что приведет к замасливанию АКПП.

Что касается вспенивания, при проверке на щупе можно увидеть отдельные большие пузырьки воздуха. Если уровень АТФ нормальный, тогда это не указывает на то, что масло в коробке пенится. Если же уровень отклонился от нормы и масло вспенено, тогда такое вспенивание проявляется в виде мелких и равномерно распределенных пузырьков.

В этом случае двигатель автомобиля нужно заглушить на 15-20 минут. За это время масло в коробке отстаивается, затем снова производится проверка уровня на заглушенном ДВС. После выполняются соответствующие манипуляции, то есть производится долив жидкости или откачка излишков. Основная задача — привести уровень ATF в АКПП в норму.

  • Во время проверки уровня обязательно следует оценить не только уровень, но и состояние самой рабочей жидкости. Жидкость ATF нужно проверять на степень загрязненности, изменение цвета и запаха. В норме трансмиссионное масло красноватого цвета, прозрачное, имеет характерный запах.

Так или иначе, загрязненная жидкость нуждается в замене. Параллельно меняется и фильтр автоматической коробки. При этом замена масла в АКПП должна производиться только с учетом требований самого производителя автомобиля. Если залить не подходящую по свойствам ATF, тогда это может привести к поломкам автоматической трансмиссии и дорогостоящему ремонту АКПП.

Подведем итоги

Как видно, проверка уровня масла в коробке автомат не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно. При этом следует не только придерживаться базовых рекомендаций, но и отметить, что некоторые модели авто с АКПП могут иметь не две отметки на щупе, а только одну.

Также некоторые различия могут быть и в способе проверки уровня масла в «автомате». Например, некоторые производители рекомендуют проверять уровень масла в коробке «на горячую», однако двигатель должен быть заглушен. Еще может потребоваться перед проверкой поставить машину не в режим «паркинг», а на нейтральную передачу N.

Крайне желательно запомнить, какого цвета была свежая жидкость во время замены, после чего во время проверок отмечать какие-либо возможные изменения. Если таковые были замечены, тогда лучше доставить автомобиль на сервис и провести диагностику АКПП.

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой – автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

Соленоид АКПП: устройство соленоидов, принцип работы. Частые неисправности и поломки клапанов-соленоидов, диагностика, ремонт и замена.

Почему начинает капать или течет моторное масло на стыке двигателя и КПП. Как точно определить причину утечки смазки, способы диагностики и ремонта.

Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) “классического” типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.

Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.

Как проверить уровень масла в АКПП Тойота

Для АКПП фирмы Aisin Warner (основной производитель автоматических трансмиссий для Toyota) проверка уровня масла ATF происходит на автомобиле с работающим двигателем, находящемся строго в горизонтальном положении, с прогретой коробкой передач и рычагом селектора, переведенным в положение паркинг «P». Для контроля уровня рабочей жидкости предусмотрен указатель уровня – щуп. Обычно щуп имеет маркировку с указанием типа жидкости ATF (иногда есть маркировка на сливной пробке поддона акпп).

У большинства автомобилей с передним приводом щуп, который находится с левой стороны по ходу движения, отображает уровень жидкости непосредственно в АКПП (щуп находящийся с правой стороны по ходу движения машины, измеряет уровень моторного масла). У заднеприводных автомобилей, с продольным размещением силового агрегата, щуп находится в проеме между задней стенкой двигателя и моторным отсеком. При таком расположении щуп менее заметен!

Уровень масла в АКПП зависит от температуры рабочей жидкости ATF. При проверке температура масла должна быть 70–80 °С, что достигается после поездки на расстояние 15–20 км. Если автомобиль двигался на высокой скорости в течение продолжительного времени, либо эксплуатировался в городском режиме в жару, либо буксировал прицеп, уровень масла в автоматической коробке передач не может быть определен точно. Остановите двигатель и подождите примерно 30 мин, чтобы масло остыло до требуемой температуры.

Перед проверкой дайте двигателю поработать на холостом ходу при выключенной системе кондиционирования, нажмите на педаль тормоза и переместите рычаг селектора через все положения, начиная и заканчивая положением «P» задерживаясь в каждом из них на несколько секунд для прокачки рабочей жидкости ATF по всей системе АКПП. Извлеките указатель уровня из направляющей трубки АКПП, и насухо протрите его чистой ветошью. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. По меткам на указателе уровня проверьте уровень масла и его состояние.

Нормальный уровень жидкости (прогретой до рабочей температуры) должен находиться в зоне HOT. Иногда этот участок щупа отмечен насечкой. Не переливайте выше установленного уровня . Если коробка передач холодная, уровень должен находиться в зоне COOL. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла. Если уровень находится в нижней части зоны С/D, необходимо долить масло в автоматическую коробку передач через направляющую трубку для указателя уровня.

А — зона уровня холодного масла;
В — зона уровня горячего масла;
С — область низкого уровня масла на холодной коробке передач;
D — область низкого уровня масла на горячей коробке передач

После 2000 г. Aisin Warner постепенно перешло на выпуск акпп без щупа, изменив технологию контроля и замены масла в акпп Тойота. Таким образом, повысилась точность установки правильного уровня жидкости ATF. Теперь АКПП с такой системой не грозит перелив масла.

Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Что такое жидкость ATF?

Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.

Когда менять трансмиссионную смесь?

Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:

  • пробег транспортного средства;
  • условия эксплуатации;
  • стиль вождения.

Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.

Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:

  • Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
  • Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
  • Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.

Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.

Вопросы эксплуатации ATF

Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.

О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.

Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.

АКПП. Замена ATF – Энциклопедия японских машин

“Трансмиссионное масло в автоматической коробке передач обычно заменяется через каждые 60 тыс. км.” (Из “Руководства по ремонту и техническому обслуживанию”).

Технари – народ серьезный, как и сама богиня Техника, которой они поклоняются. Техника не терпит неточности, или, не дай Бог, каких-нибудь шуток. Она предельно точна во всем, включая язык, то бишь терминологию. Сказано “вентиль шабрить”, значит, именно “вентиль” и именно “шабрить”. А ежели, напротив, написано: “развести шведик”, то деваться некуда – надо разводить.

Разговор о ней зашел не случайно. С точки зрения терминологии, приведенная нами фраза “Руководства” немного не “дотягивает”. Попахивает, извините, технической “феней”.

А дело заключается в следующем. В автоматические коробки передач заливают отнюдь не масло, а специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF (automatic transmission fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта.

Казалось бы, какая разница – масло или жидкость? Ан нет. Разница есть, и существенная. Маслом в технике принято называть вещество, используемое прежде всего для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, маслу вовсе несвойственных. Да и работает она в запредельных для моторных и трансмиссионных масел условиях. Вот об этом и поговорим.

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на гидродинамический трансформатор (ГДТ). Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным действующим лицом, т.е. рабочим телом, является ATF.

Помимо этого ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи.

В процессе работы узлы и механизмы АКПП испытывают серьезные тепловые нагрузки. Температура на поверхности фрикционов в момент переключения передачи достигает 300-400 o С. Происходит интенсивный нагрев гидротрансформатора. При езде в режиме полной мощности его температура может достигать 150 o С.

Обеспечение теплоотвода от АКПП и сброс тепла в атмосферу происходят также при помощи трансмиссионной жидкости.

Мало того, ATF должна еще, не окисляясь при высоких температурах и не вспениваясь, обеспечивать смазку шестеренных механизмов, подшипников и прочих деталей, подверженных истиранию и образованию задиров. Для этого в жидкость добавляют целый комплекс присадок. Причем проявлять свои свойства в полной мере она должна во всем диапазоне допустимых рабочих температур: от -40 o до +150 o С.

Одна пищу готовит, одна стирает, одна детей воспитывает. Тяжело!

А вы говорите: масло.

При замене ATF обязательно меняется фильтрующий элемент. Здесь он крепится к панели управления одним болтом.

Химики-технологи на славу постарались, создавая “хитрую” жидкость, но все же пока не смогли обеспечить такой ресурс ее работы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было бы забыть о самом существовании ATF. Тому есть несколько причин.

Во-первых, даже если автоматическая трансмиссия герметична и не имеет течей, при эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие выноса ее паров через систему вентиляции полостей АКПП, снабженную клапаном – “сапуном”. Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до эксплуатационного уровня

Эту процедуру выполнить несложно, если АКПП имеет трубку для контроля уровня жидкости со щупом. Многие современные коробки щупом не оборудуются. Это особенно характерно для европейских производителей, настойчиво пытающихся отстранить неумелого автовладельца (а таковых у них, видимо, большинство) от обслуживания личной техники.

Во-вторых, при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость рано или поздно утрачивает физико-химические свойства, столь необходимые ей для исполнения многочисленных полезных функций. Вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня. Вырабатывают свой ресурс чудодейственные присадки.

Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета – она темнеет.

Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари – показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт.

Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км, если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, и через 30-40 тыс. км – при очень интенсивной (“полицейской”) езде. Еще раз обратите внимание, что показанием к замене жидкости является не ее цвет, а только величина пробега машины. Если, конечно, АКПП исправна.

Подобные отложения на внутренней поверхности снятого поддона – серьезный повод для огорчения. Они свидетельствуют об износе деталей АКПП и о необходимости ремонта.

Рекомендуемая марка трансмиссионной жидкости обычно указывается в “Руководстве по ремонту и техническому обслуживанию” автомобиля. Если эта информация недоступна, полезно знать следующее. Несмотря на разнообразие торговых марок, то, что вам нужно, всегда имеет на упаковке аббревиатуру “ATF”. Наиболее часто встречающаяся марка ATF – Dexron (обычно с римскими цифрами I, II или III). Чем больше цифра, тем выше качество жидкости и современнее автоматическая коробка, в которой она используется. Для автомобилей марки Ford рекомендуется использовать жидкость Dexron-Мегсоп. Эти жидкости, как и подавляющее большинство имеющихся сейчас в продаже, изготавливаются на минеральной основе и имеют красный цвет. Все они, как правило, совместимы друг с другом.

Конструкция и внешний вид фильтров, устанавливаемых на различные АКПП, разнообразны. Среди представленных на этой фотографии есть и тот, что нужен нам. Угадайте с трех раз, какой.

Как обычно, оригинальничают французские производители, разрабатывающие для некоторых своих автомобилей ATF желтого и зеленого цветов. Смешивать их с жидкостями родного нам красного цвета настоятельно не рекомендуется, а то как бы чего не вышло.

Недавно на рынке появилась ATF на синтетической основе (Synthetic ATF). Сопроводительная техническая документация утверждает, что “синтетика” обеспечивает хорошую текучесть при температурах до -48 o С, лучшую стабильность при высоких температурах и увеличенный срок эксплуатации. При этом синтетическая трансмиссионная жидкость является полностью совместимой с минеральными ATF (опять же в отличие от синтетического моторного масла).

Перед установкой нового фильтра не забудьте поставить все прокладки и уплотнительные кольца, входящие в его комплект. В противном случае коробка может выйти из строя.

Стоимость одного литра “синтетики” – около 10 долларов США, в то время как литр минеральной ATF стоит 3-4 доллара.

Рекомендовать ее к применению “где попало” мы не рискнем. Это дело, как говорится, головы и кошелька. Если же использование синтетики особо оговорено “Руководством. ” (например, для АКПП типа 5НРЗО, которой оснащаются некоторые марки автомобилей BMW), тут уж дело святое – придется идти на большие расходы.

В комплект фильтрующего элемента входит новая прокладка поддона. Удалив остатки старой прокладки и тщательно промыв поддон, аккуратно устанавливаем новую.

После установки нового фильтра монтируем поддон. Болты крепления равномерно затягиваются крест-накрест в три приема требуемым моментом.

Используя лейку, заливаем через патрубок для замера уровня требуемое согласно инструкции количество ATF. На некоторых автомобилях эта операция выполняется из-под машины через контрольную пробку в картере АКПП.

Уровень жидкости контролируем по щупу при работающем двигателе. Трансмиссия установлена в режим “Р” (паркинг)

Всего в АКПП различных типов может заправляться от 7 до 15 литров. трансмиссионной жидкости. Однако это вовсе не означает, что для замены вам необходимо приобрести такое безумное количество ATF. Здесь проявляется принципиальное отличие процесса замены жидкости от смены моторного масла в двигателе.

Дело в том, что при замене ATF вам удастся слить не более 50% от общего объема. Ваши ловкость и умение ни при чем – таковы конструктивные особенности АКПП. Полностью поменять трансмиссионную жидкость можно только при полной разборке коробки. Прежде, чем отправляться в магазин, внимательно изучите техническую документацию. Иногда в ней указывается полный объем ATF, иногда объем, подлежащий замене. Не забудьте также приобрести новый фильтрующий элемент.

Сливать трансмиссионную жидкость нужно из прогретой АКПП, для чего перед сливом необходимо проехать на автомобиле десяток -другой километров.

Позаботьтесь о мерах предосторожности: температура жидкости может быть очень высокой. Как правило, для слива предусматривают сливную пробку, но. сегодня, видимо, не наш день. Нам не повезло. Вернее, не повезло мастеру Михаилу Гулют-кину, деловито устроившемуся на стуле под машиной: коробка марки A4LD, которой оснащен автомобиль Ford Scorpio, сливной пробки не имеет. Неужто забыли? Было высказано резонное предположение, что это не забывчивость, а защита от дурака: хочешь слить – открути поддон. Открутишь – увидишь фильтр.

В некоторых конструкциях АКПП, например, на автомобилях Mercedes, предусмотрена возможность слива трансмиссионной жидкости не только из поддона, но и из гидротрансформатора через резьбовую заглушку.

Сняв поддон, не спешите промывать его. Сначала посмотрите, нет ли на его внутренней поверхности посторонних отложений, свидетельствующих о механическом износе деталей АКПП. Допускается лишь наличие незначительного количества металлической пыли на улавливающем магните, размещенном в углу поддона.

При обслуживании отдельных типов АКПП, вскрыв поддон, вы не обнаружите фильтрующего элемента. Не волнуйтесь – бывает и так. Например, в коробке марки AW50-40 LE, устанавливаемой на Opel Vectra, фильтр расположен так, что может быть заменен только при капитальном ремонте коробки.

Монтируя новый фильтрующий элемент, не забудьте установить все прокладки и уплотнительные кольца, входящие в комплект фильтра.

После заправки требуемого количества ATF, установите селектор режимов АКПП в требуемое для проверки уровня жидкости положение и проверьте его при работающем двигателе.

Совершив кратковременную поездку, повторите измерение и доведите уровень до нормы. Осмотрите поддон на предмет отсутствия течей.

Прочие подробности процедуры замены масла можно уточнить, изучив фотоматериалы. Всего-то делов. Как говорит один наш знакомый, “гоняйте и не грустите!”

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Проверка количества жидкости ATF

Статья о том как надо проверять уровень ATF в АКПП на автомобилях Mazda Familia/323/Protege. Не на всех автомобилях эта методика одинакова, считаю нужным ее явно обозначить.

Методика

1. Припарковать автомобиль на ровной поверхности.
2. Двигатель не глушим, даем поработать на холостом ходу пару минут.
3. Переключить селектор выбора передач по всем передачам по очереди и в конце установить его в P или N.
4. Не глуша двигатель открыть капот, взять тряпку, достать щуп АКПП и протереть его.
5. Опустить щуп в АКПП, вынуть его еще раз и посмотреть уровень.

На щупе АКПП есть 4 рисочки. Диапазон между нижними рисочками – это холодная шкала, между верхними – горячая.

Горячая шкала щупа
Если автомобиль до проверки уровня жидкости какое-то время ездил и температура ATF достигла рабочих +65С, то уровень ATF на щупе должен попасть между рисочками Full и Low горячей шкалы (двумя верхними) где подписано 65С.

Холодная шкала щупа
Если до проверки уровня автомобиль проехал немного и температура окружающего воздуха около +20С, то уровень ATF на щупе должен попасть между Full и Low холодной зоны (двумя нижними) где подписано 20С.

ЗАМЕЧАНИЯ
1. Используйте замер по холодной шкале только в обозначенных условиях (имеется ввиду что либо на улице +20 либо вы точно знаете что температура АТФ +20С).
2. Если температура окружающего воздуха ниже +20С, запускайте двигатель и проверяйте уровень ATF по достижении двигателем рабочей температуры.
3. Если автомобиль до проверки уровня ездил на высоких скоростях в течение длительного времени либо в условиях городских пробок в жаркую погоду, прежде чем проверять уровень заглушите двигатель и дайте автомобилю постоять в течение получаса.

Текст является переведенной выдержкой из Protege User Manual с дополнениями.

Перевод и дополнения: Slasla

Ссылка на основную публикацию