Приемник для автомобиля

Моя свобода – это радиоприёмник: эволюция автомобильного радио

Редкая автомобильная технология с годами не эволюционировала в сравнении с изначальным вариантом до полной неузнаваемости. Однако есть и такие давно привычные вещи, которые практически не претерпели изменений. Например, радиоприемник в автомобиле. Впрочем, если изменений нет у нас с вами, это не значит, что их нет в остальном мире. Давайте узнаем, что такое DAB-радио, HD-радио, Sirius XM, и как это работает.

Эволюция радио

С читается, что первый автомобильный радиоприемник появился в 1930 году. Им стал Motorola 5T71 американской компании Galvin Manufacturing Corporation, будущей Motorola. Сегодня на дворе 2018-й, а значит, аналоговое радио звучит в наших автомобилях практически в неизменном виде уже… 88 лет! Редкостный пример долгожительства и консерватизма, надо заметить.

Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».

Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 — 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.

Как это работает?

В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB — Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.

Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 — 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 — 239 МГц.

Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.

Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник аналоговый FM-трансмиттер.

Количество и качество

Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».

Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…

И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом. Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.

DAB-вещание в мире и в России

Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.

Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.

В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.

Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.

Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.

Радио через спутник

Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!

Спутниковое радио до сих пор остается фирменной американской фишкой. В начале 90-х годов появились две компании спутникового вещания — Sirius и XMRadio, а в 2008 году они объединились под общим названием SiriusXM. Вещание ведется на частотах 2332,5 — 2345,0 МГц с четырех спутников и через сети дополнительных земных ретрансляторов на территории США, Канады и в 300-километровой морской зоне вдоль побережья. На других континентах и в иных странах SiriusXM не ловится. Однако известны случаи приема даже в России, когда подержанные грузовики из США, в которых был установлен приемник и чудом сохранилась оплаченная подписка, попадали в районы Чукотки и Камчатки, где захватывали край зоны вещания. Впрочем, это исключение, а не правило.

Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.

Как принимать?

Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.

Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.

Что звучит?

Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.

А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…

5 супер блютуз приемников для авто с AliExpress

ТОП-5 лучших блютуз адаптеров для авто с ценами и отзывами в конце статьи. Листайте!

Блютуз-адаптер для автомобиля – это устройство-коммуникатор между гаджетами. Авто блютуз очень удобно использовать во время движения, технология позволяет выводить на аудиосистему файлы с других устройств, а также освобождает руки водителя от телефона.

Существует несколько разновидностей гарнитуры:

Персональная – всем известная «клипса» которая прикрепляют к уху. Минус – водитель не получает информации от кого поступает звонок.

Спикерфон. Выполнен в форме моноблока, оснащен динамиком, микрофоном, панелью управления. Удобнее всего размещать его на солнцезащитном козырьке водителя или возле прикуривателя.

Блютуз-адаптер для автомагнитолы. Он коннектится с аудиосистемой машины. Благодаря встроенному дисплею водитель видит, кто ему звонит.

С точки зрения функционала, Bluetooth в машину для автомагнитолы считается одним из лучших.

Каковы его функции:

Является посредником между аудиосистемой и носителями контента (телефон, ноутбук, планшет).

Обеспечивает связь с мобильным устройством. Водитель может продолжать управлять автомобилем и разговаривать, при этом его руки не будут заняты.

При помощи адаптера можно обмениваться файлами, слушать музыку.

Bluetooth-адаптер в машину: основные преимущества

Универсальность – подходит для большинства автомагнитол с аудиовыходом.

Обеспечивает хорошее качество звука и стабильный сигнал.

Не занимает много места.

Прост в подключении.

Единственный минус – многие модели занимают разъем аудиовыхода магнитолы.

Как выбрать Bluetooth для авто?

Если вы хотите купить блютуз-адаптер для автомобиля, стоит обратить внимание на:

Совместимость с вашим мобильным телефоном и автомагнитолой (убедитесь, что на экране отображается кириллица).

Наличие возможности обновления софта.

Функцию голосового набора, аутентификации.

ГДЕ МОЖНО ДЕШЕВО КУПИТЬ ХОРОШИЙ БЛЮТУЗ АДАПТЕР ДЛЯ АВТО?

Автомобильный Bluetooth адаптер ANBES

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Да это просто чудо какое то. Шло это чудо не быстро. Но это уже и не важно. Классная приблуда. Быстро подключилась к телефону, и вот у тебя уже беспроводная гарнитура в машине. Очень удобная штуковина. Большое спасибо.

Отзыв №2: Пришло быстро. Батарейки хватает на 3.5 часа непрерывного прослушивания на 50% громкости. Всем рекомендую. к покупке.

Отзыв №3: Заказ ждал 3 недели, но дождалась. Очень нужная штуковина. И отличного качества. Покупкой вполне доволен.

Блютуз адаптер для авто HEONYIRRY

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Заказываю уже второй раз, первый приёмник жена забрала в свою машину. На этот раз очень долгая доставка, заказал 13 января, получил на почте 4 марта, а в первый раз доставка составила около 12 дней. Коробочка немного помята, но не страшно, содержимое не пострадало.

Отзыв №2: Друзья все хорошо, продавцом доволен, проверил – работает и можно разговаривать через него! Единственное, в магнитолу залетает разъём как ложка в стакан, видать разъём на какие-то микроны меньше, потому что провод сидит в гнезде плотно!

Отзыв №3: Шло 67 дней. Спасибо почте России. В страну прибыла быстро. Все работает прекрасно и как музыка, и как звонки. Я просто в восторге от этой штуки. Продавцу спасибо. Сколько эта штука прослужит не знаю, но надеюсь, долго. Заказывайте не пожалеете. Продавец отзывчивый всегда отвечал на сообщения. Респект. Рад до ужаса.

Блютус приемник в авто Ugreen

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Мануала на русском языке нет, но он и не нужен. Включается устройство нажатием кнопки, выключается нажатием этой же кнопки, но долгим ляпом около трёх секунд. Сконнектилось устройство без проблем, сопровождается проговариванием голоса, от том что соединение установлено. Во время работы провалов не обнаружено, на 10 метров не удалялся, нет в этом надобности. Само устройство смотрится очень эргономично, кстати по размеру оказалось меньше, чем на картинке, что радует ещё больше. Короче, пока у нас лахматят бюджет Роснано, Китайцы делают вот такие замечательные устройства. Покупкой доволен.

Отзыв №2: Давно хотел заказать данный приемник, наконец-то заказал и ни капли не пожалел. Хорошо запокован, в коробочке с инструкцией и кабелем. Так же продавец положил отдельно стяжку для кабеля, приятно. Плюсы: хороший громкий звук, долго держит заряд (уже 5ч подрят играет музыка, я его еще не заряжал), быстро подключается, не заикается и не искажается звук, хорошо работает микрофон, можно поставить на паузу кнопкой. Большой минус: нельзя подключить наушником, нужен переходник с aux на гнездо aux . Очень доволен, рекомендую товар. Все круто.

Отзыв №3: Давно хотел заказать данный приемник, наконец-то заказал и ни капли не пожалел. Хорошо запокован, в коробочке с инструкцией и кабелем. Так же продавец положил отдельно стяжку для кабеля, приятно. Плюсы: хороший громкий звук, долго держит заряд (уже 5ч подрят играет музыка, я его еще не заряжал), быстро подключается, не заикается и не искажается звук, хорошо работает микрофон, можно поставить на паузу кнопкой. Большой минус: нельзя подключить наушником, нужен переходник с aux на гнездо aux . Очень доволен, рекомендую товар. Все круто.

Bluetooth адаптер для магнитолы VAORLO

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Трек отслеживается. Доставка три недели. А классная штучка! Жаль, не знал раньше про неё. Очень удобная и функциональная вещь!. Подключается на раз. Отличный микрофон. Запись чистая. Покупкой очень доволен. Рекомендую.

Отзыв №2: Звук хороший учитывая цену, качество вроде хорошее батареи хватает надолго. Жалоб и претензий с моей стороны нет. Все отлично!

Отзыв №3: До Крыма где-то за месяц, попал в новый год. Упаковка целая, устройство работает. За свою цену отрабатывает на 100%. Искажений звука не услышал, только когда удаляется устройство, с которого воспроизводит. Следует докупить аух 3 контактный для микрофона, хотя и без него работает неплохо. Рекомендую безоговорочно.

Автомобильный спикерфон Deelife

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Идеально слышно, bluetooth приемник -громкий, чистый звук, автоматический режим работает отлично, спасибо за отличный товар.

Отзыв №2: Отличное устройство. Хороший громкий звук. Включается и выключается автоматически. Соединение с телефоном происходит моментально.

Отзыв №3: До Подмосковья за двенадцать дней. Трек отслеживался полностью. Упаковано надёжно. Всё работает отлично. Громкая связь четкая. Куплю еще. Спасибо.

Хороший радиоприём в автомобиле ( очень дальний приём)

Господа помогите добрым советом . Нужно поставить в Ниву музыку с хорошим радиоприёмником , чтобы “брал” станции километров за 150-200. В Нексии у меня стоит простейший Кларион , а приёмник на маленькую штыревую антенну “берёт ” отлично. Хотелось что-то подобное и ценой до 3500 рублей. Можно и просто приёмник посоветовать.

В первую очередь надо думать об антенне.

Я заметил, что “на дальняк” штырьевая антенна принимает лучше активной.

Но весь смысл антенные штырьевой, что она представляет из себя кусок проволоки определенной длины.
Длина эта рассчитывается, а не от балды режется.

Чтобы антенна не раскачивалась как пальма, ее сворачивают в пружину (часть), но от этого она не становится хуже, просто становится компактней.

Выбирайте известных производителей, а не кооп “Хренрадиосбыт”.

тот же АльХаттиб ловит весьма прилично.

Сейчас поймал себя на мысли, что в армии на автозаках стояла радиостанция “Пальма”, название такое.

quote: Originally posted by Maksim V:

хорошим радиоприёмником , чтобы “брал” станции километров за 150-200

Вот именно, что короткие волны УКВ и ФМ уйдут в “потолок” на таком расстоянии, только длинные волны можно ловить.

У меня мафон JVC (чего-то там) как раз с очень навороченной радиосистемой, радива отслеживает передатчики по пути следования и подстраивается вплоть до перехода в моно режим на слабейшем сигнале. Разве что цена его в два раза выше желаемой автору.

укв волны на такие растояния не распространяются.
тут только антенну поднимать повыше-метров на 40.

Заметил, ФМ диапазон заканчивается на уровне Истры-Солнечногорска , т.е. 35-40 км от Москвы.

Иногда, местами пробивает чуть дальше, но редко.

Обычно когда еду (Тверь, Владимир), то ставлю на сканирование и в итоге перехожу на местные радиостанции.

Или спасает диск.
Если хочется разговорного радио – радио “Свобода”, 1044 на Средних волнах АМ принимает везде, но качество конечно хуже.

150 у меня берет – но уже неловит – слабоват сигнал (штырёк типа внешний)

укв волны распротстраняются только в пределах прямой видимости антенн.
именно поэтому и ставят радирелейки и ретрансляторы телевизтионные через 30- 40 км, земля то круглая.
вокруг москвы берет подальше, до 60 км но только за счет большой высоты останкинской телебашни.

quote: вокруг москвы берет подальше, до 60 км но только за счет большой высоты останкинской телебашни.

я в 160 км от москвы в зарайске то же ловлю станции, только с коломны и с рязани.

я в 160 км от москвы в зарайске то же ловлю станции, только с коломны и с рязани.

у меня штатная хундаевская мп3 магнитола берет луше всего. стоит 2000 руб.

Лично мое мнение, из тех магнитол что юзал, лучшие и чувствительные тюнеры это у Kenwood. Из активных антенн использую СКАТ, доволен, но во многих условиях длинный штырь рулит. Только размещать его нужно в самом центре крыши авто, для наилучшего приема, что не для всех гламурно.

quote: Originally posted by Maksim V:

назовите мне Марку и Модель “музыки

По поводу Kenwood согласен, там тюнеры хорошие ставят. Остальное решай антенной.

У меня кстати в 150 км от МКАДа в некоторых местах просто замечательно ловит ретро ФМ, именно Московский. На других машинах и магнитолах это раньше не наблюдалось, (магнитола штатная).

quote: Originally posted by ASv:

Вот именно, что короткие волны УКВ и ФМ уйдут в “потолок” на таком расстоянии, только длинные волны можно ловить.

КВ (которые 25-100м) распространяются дальше чем УКВ. ДВ и СВ тоже дерьмо, они быстрее затухают. Не даром раньше запрещённые капиталистические радиостанции ловили на КВ.

quote: Заметил, ФМ диапазон заканчивается на уровне Истры-Солнечногорска , т.е. 35-40 км от Москвы.

quote:
Заметил, ФМ диапазон заканчивается на уровне Истры-Солнечногорска , т.е. 35-40 км от Москвы.

У меня под Можайском, почти 100 км, прекрасно берет Максимум, Серебрянный дождь. За Окой в глухихи районах тоже все в норме с приемом, Хюндай.

Уникальный тропосферный проход в диапазоне 70 см вечером 2-го декабря 2003 года: один из репитеров ГАИ Москвы наглухо забит таксистами из. Киева.

ТОП-5 Bluetooth-адаптеров в авто из AliExpress

Оборудуй свою машину bluetooth-приемником, чтобы можно было пользоваться не только hands free, но и слушать свои любимые композиции с телефона на автомагнитоле. Листай эту автомобильную подборку и покупай такой удобный девайс на Алиэкспрессе по выгодной цене и с бесплатной доставкой от Почты России.

Bluetooth-приемник для автомагнитол Geartronics

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзыв №1: Заказала 2 штуки: красный и голубой. Доставили быстро – 17 дней до Ленинградской области. До прибытия на почту отслеживание было только на али и то только до прибытия в РФ. А потом через несколько дней информация, что уже на почте. Вещь хорошая, покупаю не в первый раз, раньше брала у другого продавца, но дороже. Блютузы отличные, все работает, только переходник не проверяла, т.к. он мне ни к чему. По предыдущему опыту зарядки хватает часа на 3-4. Инструкция на ин. языке, но разобраться можно методом тыка. Средняя кнопка-включение/выключение и переход на микрофон при разговоре, а также для фотографирования (я в основном и использую со штативом для селфи-камеры на смартфоне). Верхняя и нижняя кнопки – перемотка песен (при однократном нажатии) и уменьшение/увеличение громкости при длительном нажатии. По соотношению цена/качество – отлично.

Отзыв №2: Не плохой модуль! Минус только один – 4 часа работы! Блютуз передаёт сигнал чётко! Работает как гарнитура! Может сделать любую колонку блютузной! Так же можно подключить в авто и проигрывать музыку с телефона!

Отзыв №3: Хороший звук, прост в использовании. В наборе нет кабеля.

Отличный Аудио адаптер с Bluetooth (для Xiaomi, iPhone)

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзыв №1: Все пришло, все работает, все супер. Трек не отслеживался, положили в почтовый ящик. Качество звука нормальное, товар и продавца рекомендую.

Отзыв №2: Жаль что время работы аккумулятора всего час, а в остальном всё хорошо.

Отзыв №3: Доброго времени суток. Товар соответствует описанию. Трек данного товара отслеживался на протяжении всего времени доставки товара. Продавец отвечал на все вопросы. Подключил к магнитоле и соединился с телефоном на ура. Качество звука хорошее. Заряда хватает часа на 3 точно, а возможно и больше. Заказывайте не пожалеете!

Компактный Bluetooth-адаптер для авто HEONYIRRY

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзыв №1: Работает нормально, единственное, иногда провод нужно поправлять, правый канал теряется, но я хз, то ли провод такого качества, то ли в магнитоле разъем такой. Кароч, норм, брать можно.

Отзыв №2: Товар пришел , блютуз подключается – всё нормально, песни отображаются на телефоне что играют.

Отзыв №3: Устройство в порядке, но в комплекте кабель вызывает шум. С помощью другого кабеля статический шум исчезает.

Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле

Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле

Скептики утверждали, что радио будет только мешать водителю управлять машиной. Но их возражения не могли остановить стремительное развитие автомобильной радиотехники. В конце концов, пассажиры ведь тоже разговаривают с водителем, мешая ему, а их выключить нельзя.

В поисках идеала

Первыми «радиоточками» в автомобиле стали обычные домашние радиоприемники компактных размеров, которые в мастерских кустарно адаптировали под 6-вольтовую автомобильную сеть. Как правило, они подсоединялись через преобразователь напряжения. Качество работы таких систем оставляло желать лучшего. Тем не менее радио в машине становилось все более популярным. На новый сегмент рынка практически одновременно ринулось множество электротехнических фирм со всего мира.

Радиоприемники для автомобилей стали и новой областью для штутгартского концерна Bosch с 30-летней на тот момент историей. Началось все в 1930 году, когда Bosch заключил первый контракт на поставку радиодеталей с берлинской фирмой Ideal-Werke, выпускавшей весьма популярные в Германии домашние радиоприемники. За два года до этого фирма из Берлина вывела на рынок марку Blaupunkt — в переводе с немецкого «Голубая точка».

В 1932 году Ideal-Werke перешла в собственность Bosch. Поглощение пошло на пользу небольшой берлинской фирме. Сразу же после заключения сделки началась работа над созданием радиоприемника, специально спроектированного для автомобилей. Его создавали в техническом центре Bosch в городе Штутгарт силами инженеров обеих компаний, одну из которых переименовали в Blaupunkt-Werke.

Первый в Европе серийный автомобильный радиоприемник Blaupunkt Auto Super 5 (сокращенно AS 5) поступил в продажу в 1932 году. Сенсационную новинку показали тогда на международной радиовыставке в Берлине. Радиоприемник AS 5 весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью и оснащался кабельным пультом дистанционного управления, устанавливаемым на рулевой колонке. Новинка имела ряд существенных отличий от обычного радио — в частности, огромные антенны на крыше автомобиля, защитный экран от помех системы зажигания и радиолампы повышенной надежности. Первенец, увы, не пользовался большим успехом — удалось продать всего около 400 приемников — по весьма банальной причине: он стоил целых 365 рейхс-марок (очень немалая сумма для тех лет) и потому попадал в разряд роскоши.

Фирме Blaupunkt-Werke досталась непростая роль первопроходца в области автомобильных радиосистем и потому ей пришлось столкнуться с целым рядом технических трудностей. Так, радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. Тогда-то и появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания Bosch успела продать несколько тысяч таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.

В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо.

В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VW Beetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Потом новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году — с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя — первые приемники на транзисторах.

В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник — лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным.

Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для многочисленных немецких любителей автомобильных пикников была выпущена система Blaupunkt Westerland, которая легко вынималась из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. В 1969 году компания представила первый в Европе автомобильный стереоприемник. Еще в 1965 году появился в продаже магнитофон — отныне водители и пассажиры могли слушать в машине любимые записи. Три года спустя выпустили первую магнитолу.

Пробки на дорогах

Развитие автомобильных аудиосистем в семидесятые годы отметилось появлением функции шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах. Расширились и возможности самого радио. В 1974 году компания Blaupunkt выпустила первый декодер дорожных сообщений ARI — устройство продавалось как дополнительное оборудование для автомагнитолы и обычно устанавливалось под ней. Эта система, работавшая на всей территории ФРГ, предупреждала водителей о пробках на дорогах, позволяя вовремя выбирать менее оживленные маршруты. Основной функцией декодера был прием дополнительного сигнала станций, передававших новости о ситуации на трассах.

В 1983 году Blaupunkt представила прототип первой автомобильной навигационной системы Elektronische Verkehrslotse fuer Autofahrer, или сокращенно EVA. Он позволял автомобилистам находить дорогу к месту назначения при помощи электронной карты: достаточно было ввести координаты отправной и конечной точек маршрута, и на протяжении всего пути звучный голос предупреждал водителя о необходимых поворотах. Датчики на колесах регистрировали пройденное расстояние и изменения направления движения, сравнивая путь автомобиля с правильным маршрутом. И даже если водитель нарушал рекомендации, система могла рассчитать альтернативный маршрут.

В 1985 году началось производство автомобильных CD-проигрывателей Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции комфорта, в том числе RDS — система передачи дополнительной информации, TIM — сохранение дорожных сообщений в памяти, а также средства защиты от похищения — съемная передняя панель и карта доступа с кодом. В 90-е были созданы система Radiophone, объединившая в себе функции автомагнитолы и мобильного телефона, и новая технология цифрового радиоприема DAB, обеспечившая безупречное качество сигнала и позднее дополненная функцией записи цифровых радиопередач. В 2000 году автолюбителей порадовали появлением систем с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году — и с MP3-плеером. Но это уже не история, а самая настоящая современность.

Ссылка на основную публикацию