О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

О том что дым из выхлопной трубы может помочь оценить состояние двигателя знают многие автолюбители, однако, далеко не все могут диагностировать неполадки двигателя по виду выхлопа.

Причины повышенной дымности выхлопа

Если идет дым из выхлопной системы и он слишком густой, чтобы оставить это без внимания, нужно обязательно разобраться с тем, почему дымит мотор. А так же какими неисправностями это вызвано и чем грозит дальнейшая эксплуатация автомобиля без их устранения.

Сразу нужно сказать, что такую диагностику следует проводить только на прогретом до рабочей температуры моторе.

Это объясняется тем, что работа холодного двигателя при запуске и далее вплоть до достижения рабочей температуры происходит с избытком топлива в смеси и неполным его сгоранием. Поэтому черный дым из выхлопной трубы непрогретого мотора обычное дело, если он не слишком густой.

Белый дым из выхлопной трубы любого поршневого двигателя, будь то дизель или бензиновый — это на самом деле пар с примесью дыма. Причины, могущие его вызвать на прогретом моторе, не многочисленны. Вернее, причина одна — попадание охлаждающей жидкости в камеры сгорания двигателя. Иногда называют еще одну — вода в топливе. Но известно, что вода не смешивается с топливом, будь то бензин или солярка и тяжелее его, а топливозаборник находится у дна бака. Поэтому при попадании значительного количества воды в бак произойдет остановка двигателя. А при попадании небольшого количества воды пар в выхлопе двигателя не будет заметен. Эксплуатация автомобиля с выхлопом сгоревшей ОЖ чревата перегревом мотора и температурной деформацией головки блока. Так что лучше не тянуть с устранением неисправности, потому что позже ремонт может обойтись дороже.

Охлаждающая жидкость чаще всего попадает в цилиндры через дефект прокладки головки блока или из-за неплотности прилегания головки к блоку вследствие ее температурной деформации либо ослабления затяжки крепления. Иногда антифриз проникает в камеры сгорания через стык впускного коллектора с головкой блока из-за ослабления натяжения крепления или дефекта прокладки между ними.

Белый дым выхлопа не путайте с синеватым. Различить их вам поможет обоняние (у белого сладковатый запах тосола, синий же пахнет горелым маслом).

Нагар на свечах зажигания бензинового силового агрегата тоже отличается в этих случаях. Если тосол попадает в камеру сгорания, на свече будут крупинки белого налета. При этом неизбежно понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Во время работы двигателя с дефектом прокладки головки блока, в расширительном бачке обычно наблюдается бурление пузырей. Это в систему охлаждения прорываются выхлопные газы из камеры сгорания, в которую попадает охлаждающая жидкость.

Черный дым из выхлопной трубы

Если у вас дизель, и он дымит при запуске, причины могут быть следующие:

  • неисправность свечей накала. Перед проверкой свечей накаливания проконтролируйте исправность блока управления ими. Для этого к шине питания и к массе подключите контрольную лампочку и включите зажигание, если блок исправен контролька загорится;
  • незначительно пониженная компрессия, что часто бывают из-за немного зажатых клапанов.

Причины того что дизель дымит на горячую:

  • в первую очередь нужно проверить воздушный фильтр, так как недостаток воздуха из-за забитого фильтра может быть причиной черного выхлопа;
  • низкое цетановое число дизельного топлива. Дизель нормально работает на горючем с цетановым числом от 40 до 55. При цетановом числе менее 40 задержка воспламенения дизельного топлива столь велика, что оно не успевает полностью сгореть из-за чего, образуется много сажи и мотор выбрасывает черный дым из выхлопной трубы.;
  • неисправность форсунок (плохое распыление горючего);
  • нарушение регулировки угла опережения впрыска (поздний впрыск) от этого воспламенение дизельного топлива происходит слишком поздно. Оно не сгорает полностью и дизель дымит черным дымом.

Если у вашего двигателя карбюратор и при запуске мотор дымит черным, а после прогрева выхлопа почти не видно – виноват только карбюратор. Причины нужно искать только в регулировке его пускового устройства. Когда после прогрева мотора выхлоп так же черен, как на холодную, виноват может быть не только карбюратор, но и система зажигания. Двигатель с таким выхлопом расходует бензин очень большими объемами. Карбюратор нужно проверить на целостность диафрагмы экономайзера и отрегулировать уровень топлива поплавковой камеры, а так же качество смеси холостого хода. Зажигание начните проверять со свечей, не забывая, что в копоти на их изоляторах может быть повинен карбюратор или недостаточная мощность искры. Так как карбюратор выходит из строя реже, чем элементы системы зажигания, поиск причины следует начинать с зажигания, отложив карбюратор на потом. Регулировать карбюратор нужно на прогретом двигателе, устранив неисправности зажигания.

Сизый дым из выхлопной трубы с запахом солярки извергает дизель с поздним впрыском или с пониженной в нескольких цилиндрах компрессией. Устранение этой неисправности тоже не стоит откладывать. Поздний впрыск на дизелях может стать причиной прогорания выпускных клапанов. Если вовремя не заменить поршневые кольца износ цилиндров происходит неравномерно, поэтому эллипсность цилиндров превышает допустимые пределы и замена колец уже не принесет желаемого эффекта, а цилиндры будут нужно растачивать и хонинговать. У бензинового турбированного двигателя такой дым зачастую с запахом горелого масла и появляется при повышении оборотов двигателя. Эти признаки указывают на чрезмерный износ турбины, когда масло из нее попадает прямиком в приемную трубу. Если турбина не ремонтопригодна, неисправность устраняется только ее заменой. Можно конечно, удалить ее, заглушив подвод масла и отверстия в приемной трубе. Любителей сэкономить хочу предупредить, работы будет много, а результат вас не порадует, так как турбированный мотор без турбины поразит вас своей вялостью.

Запах горелого масла и синий дым

Для всех типов поршневых двигателей синий дым из выхлопной трубы означает одно — повышенный расход моторного масла. Если мотор выплевывает облачко синего дыма при перегазовках, и сразу после пуска, то велика вероятность что нужно всего лишь, заменить сальники клапанов. Этот ремонт не стоит откладывать. Так как от толстого слоя нагара на рабочей фаске выпускного клапана может в любой момент отколоться кусочек. Выхлопные газы, устремляясь в эту прореху, прожигают клапан иногда вместе с седлом. Как вы понимаете, промедление в этом случае будет стоить вам денег. Густой синий дым валит из выхлопа трубы, когда мотор расходует очень много масла из-за износа поршневых колец. Для дальнейшей диагностики посмотрите в патрубок отсоса картерных газов, если там обнаружится масло, измерьте компрессию, скорее всего, она будет невысока. Тогда этому двигателю необходима как минимум замена поршневых колец.

Компрессия?

Пониженной компрессией для бензинового мотора, работающего на высокооктановом топливе, является компрессия не более 10 кг/см 2 . Для измерения компрессии нужно вывернуть все свечи зажигания, а между высоковольтным проводом, идущем с катушки зажигания, и массой зафиксировать искровой промежуток около 5 мм иначе катушка и распределитель могут выйти из строя из-за пробоя. Работа дизельного силового агрегата происходит с гораздо более высокой компрессией. У дизеля пониженной является компрессия меньше 20 кг/см 2 . Измерять ее следует, вывернув из головки блока все свечи накаливания, чтобы сжатие происходило только в цилиндре, в котором происходит измерение, а остальные не создавали лишнего сопротивления вращению коленвала.

В случае пониженной компрессии в цилиндре, влейте в него при помощи шприца через отверстие под свечу 2 см 3 моторного масла и повторите измерение. Если после вливания масла компрессия поднимется, значит в цилиндре изношены кольца. Если результат останется прежним, значит, причина низкой компрессии в неплотном прилегании клапанов к седлам. Виной этому бывает даже отсутствие зазоров в клапанах (зажатые клапаны).

Причины белого дыма из выхлопной трубы

В данном материале будут рассмотрены возможные причины белого дыма из выхлопной трубы, которые в большинстве случаев свидетельствуют о наличии неисправностей в системах двигателя внутреннего сгорания. Штатное горение топливно-воздушной смеси на прогретом моторе должно происходить без ярко выраженного дыма, свидетельствующего о присутствии в выхлопных газах посторонних продуктов сгорания.

Автор: Raul_
Механик по ХЧ и сход-развалу; стаж — 3 года.
Консультант по сервисному обслуживанию/ремонту в ДЦ Тойота; стаж — 4 года.

Белый дым при работе исправного двигателя

В условиях высокой влажности воздуха и в холодное время года в контуре выхлопной системы на стенках образуется конденсат. При работе двигателя глушитель нагревается, а влага испаряется, смешивается с выхлопными газами, и из трубы идет белый дым. Подобное продолжается, пока весь конденсат, образовавшийся в глушителе, не испарится. Для этого бывает недостаточно разогреть двигатель до рабочей температуры, и может потребоваться проехать несколько десятков километров.

Однако это не дым, а водяной пар, и он быстро рассеивается в воздухе. Также можно заметить капли воды на конце выхлопной трубы. Если же выхлопной тракт на выходе совершенно сухой, а дым от работы двигателя висит наподобие облачка или тумана, это говорит о неполадках и необходимости диагностики двигателя.

О чем может говорить цвет выхлопа

По характеру цвета выхлопных газов можно делать выводы о следующих нарушениях в работе мотора:

  • черный выхлоп – переобогащенная топливом горючая смесь;
  • сизый выхлоп – попадание в камеру сгорания масла;
  • белый выхлоп – попадание в цилиндры охлаждающей жидкости.

Одной из причин выхлопа черного цвета становится слишком обогащенная горючая смесь. В цилиндры поступает переизбыток топлива, и оно не успевает полностью сгореть за такт работы двигателя. Через выхлопную трубу выбрасываются продукты недогоревшего топлива в виде частицы сажи. Причины неполадки могут крыться как в системе впрыска, так и в системе зажигания.

Нередко переобогащенная горючая смесь – результат сильной загрязненности воздушного фильтра, что приводит к существенной нехватке воздуха для горения. Возможно, неисправность заключается в некорректной работе форсунок или инжекторов и связана с неэффективным распылением смеси или «переливанием» топлива. Часто черный дым выхлопа сопровождается нестабильной работой двигателя и потерей мощности.

Нехарактерный синеватый или белый цвет выхлопных газов выдает присутствие в цилиндрах тех компонентов, которые обеспечивают функционирование двигателя, но при нормальных условиях остаются изолированными и не участвуют в процессах горения топливной смеси. Это становится возможным, если нарушается герметичность одного из контуров двигателя – масляного или охлаждающего.

Когда посторонняя жидкость попадает в цилиндры двигателя, продукты ее сгорания также придают выхлопным газам соответствующую окраску. Так, например, угар моторного масла сопровождается выхлопом синего цвета, а густой белый дым из трубы статновится следствием попадания в камеру сгорания охлаждающей жидкости.

Белый выхлоп на бензиновом автомобиле

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – признак присутствия в составе продуктов сгорания большого количества влаги. Такое можно наблюдать даже на исправном двигателе в следующих случаях:

  • в условиях повышенной влажности воздуха, или в дождливую погоду;
  • зимой, при температуре ниже -10С, на непрогретом двигателе;
  • при экстремально низких температурах (ниже -25С) даже на прогретом до рабочей температуры двигателе.

Вышеперечисленные причины, почему идет белый дым из выхлопной трубы, объясняются элементарным перепадом температур и повышенным парообразованием при определенных погодных условиях и температуре воздуха. Выхлоп при этом достаточно плотный, но быстро растворяется, поскольку состоит по большей части из водяных паров.

Если авто используется для коротких поездок, такое явление можно наблюдать постоянно, так как вся влага не успевает испариться полностью за недолгое время работы двигателя. Можно даже заметить, как из выхлопной трубы вытекает вода при ускорении или летят брызги на заведенном моторе. Следует иметь в виду, что при таком режиме эксплуатации авто постоянное присутствие воды в выхлопной трубе приведет к ее преждевременному разрушению коррозией.

Образование плотного белого выхлопа, долго висящего в воздухе, на выходе прогретого двигателя – это верный признак попадания охлаждающей жидкости, которая наполовину состоит из воды, в камеру сгорания. При работе мотора дым выхлопных газов приобретает белый цвет, свидетельствующий о горении вместе с топливом посторонних компонентов. Его плотность бывает такова, что напоминает дымовую завесу и полностью перекрывает видимость.

Белый выхлоп у дизеля

Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя – также, как и на бензиновом, это явный показатель присутствия в камере сгорания жидкости из охлаждающего контура ДВС. Нормальная работа дизеля при прогреве также предполагает образование пара, который со временем исчезает. К тому же, дизеля при неполадках топливной аппаратуры или перегрузках коптят черным. Явно выраженный белый цвет выхлопа у мотора, потребляющего солярку, невольно обращает на себя внимание.

Методы диагностики при появлении белого выхлопа

Если установлено, что белый дым не вызван естественным испарением конденсата в выхлопной системе, следует проверить и убедиться в наличии неисправности, проверив следующее:

  • вытащить щуп и посмотреть на цвет и состояние моторного масла;
  • проверить уровень охлаждающей жидкости двигателя;
  • проверить наличие следов масла в охлаждающей жидкости;
  • проверить охлаждающий контур на предмет попадания в него выхлопных газов;
  • проверить изменение давления в охлаждающем контуре при запуске ДВС;
  • проверить чистоту свечей зажигания (на бензиновом моторе).

При смешивании охлаждающей жидкости с маслом образуется масляно-водная эмульсия, которая очень отличается от нормального масла как по цвету, так и по своей консистенции. Можно безошибочно определить, что со смазывающей жидкостью явно не все в порядке, путем визуального осмотра – просто вытащив щуп.

Если есть расход охлаждающей жидкости, значит ее уровень в радиаторе и расширительном бачке должен снизиться. Существенное уменьшение количества жидкости в системе при отсутствии внешних протечек красноречиво говорит о наличии утечек внутрь двигателя. Параллельно нужно заострить внимание на состоянии ОЖ: если видны масляные пятна, значит в систему просачивается масло из соседнего смазывающего контура.

Если есть вероятность попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, значит по тому же пути в контур охлаждения будут прорываться и выхлопные газы. Для проверки сжимаем верхний патрубок радиатора и заводим мотор. Если рукой чувствуется, что патрубок «надулся» с пуском ДВС, значит в контур прорываются газы из камеры сгорания и давление в системе охлаждения повышается.

На бензиновом двигателе дополнительно стоит выкрутить свечи зажигания и осмотреть их состояние. При наличии влаги в цилиндрах рабочая часть вместе с электродом будут выделяться своей чистотой, как будто только что помытые. Хотя при естественных условиях там все должно быть покрыто черным нагаром.

Возможные причины нарушения герметичности контуров ДВС

Причины попадания жидкости из одного независимого контура в другой обычно связаны с нарушением целостности прокладки головки блока цилиндров. Прокладка имеет множество отверстий с уплотнителями для каналов масла и охлаждающей жидкости. Она чаще всего подвергается деформации и разрушению в результате перегрева двигателя. Как следствие, прокладка дает трещину или изнашивается уплотнитель, в результате чего и происходят утечки. В особо сложных случаях трещина может получиться и на самом корпусе блока цилиндров.

Охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания. Ее остатки, которые не успевают испариться и вылететь в трубу белым дымом, стекают по стенкам цилиндров в картер, разбавляя масло. Помимо вышеперечисленных вариантов попадания воды в масло, необходимо проверить и все другие возможные причины.

Также при диагностике рекомендуется обратить внимание на факторы, которые могли вызвать значительное повышение температуры двигателя. Например, некорректная работа термостата, который также нужно заменить вместе с прокладкой ГБЦ. В поиске причины неисправности скорее всего потребуется разбор двигателя, а также квалифицированные специалисты, которые обладают достаточным опытом и знаниями для качественного выполнения задачи.

Плотный белый дым выхлопа – серьезная неисправность с последствиями

Разбавленное охлаждающей жидкостью масло превращается в эмульсию белого цвета, полностью утрачивая свои рабочие свойства и качества. Такая смазывающая жидкость уже не способна эффективно выполнять свои функции и неизбежно приведет к повышенному износу компонентов силового агрегата, вплоть до полного выхода его из строя.

Поэтому причины белого дыма из выхлопной трубы необходимо диагностировать и принимать меры к их устранению как можно быстрее, а эксплуатацию автомобиля следует приостановить в целях избежания больших проблем с мотором.

Статьи –
“О чем может рассказать дым из выхлопной трубы”

Выхлопные газы могут иметь различный цветовой оттенок, от светлого до черного, это должно навести водителя на мысль о скрытых неполадках авто. Появление светлого дыма из глушителя может стать индикатором неисправности системы подачи топлива, охлаждения, зажигания, основных узлов мотора и прочего. Темный цвет дыму придают много компонентов, возможно, это попадание в топливную систему охлаждающей жидкости или масла.

Белый дым из выхлопной трубы

Густой белый дым из выхлопной трубы считается нормой только в случае прогрева авто в холодное время года. Образуется он в результате скопления конденсата в выпускной системе. Как только авто прогреется, вся влага исчезает, и дым становится умеренным и еле заметным. В случае если густой белый дым появляется в прогретом авто или в летний период, то это говорит о попадание в главные цилиндры тосола, это может быть вызвано разгерметизацией системы.

Густой белый дым вызван так же попаданием влаги в систему, она не успевает испаряться, и выходит вместе с выхлопными газами. Если проблема в системе охлаждения следует провести немало проверок, чтобы точно это понять. При этом главное дифференцировать, что это действительно влага, а не пары масла. Можно воспользоваться простым тестом, закрыв выхлопную трубу листком бумаги на несколько минут и посмотреть, не образовалось ли на нем масляных разводов.

Нередко жидкость для охлаждения может попадать в главный цилиндр не через поврежденную прокладку, а через мелкие дефекты или трещины в самом блоке цилиндров. Подобные дефекты могут стать причиной образования большого скопления газа в самой системе охлаждения. Определить это можно, убрав пробку с расширительного бака или системы радиатора, при этом можно ощутить отчетливый запах выхлопных газов. Кроме того, уровень жидкости для охлаждения будет существенно снижен, а при включении зажигания наблюдается нестабильность уровня жидкости в системе, а в отдельных случаях возможен выброс жидкости для охлаждения через горловину расширительного бака.

При остановке мотора, наблюдается противоположная картина. Уровень охлаждающей жидкости в системе резко падает. Это приводит к быстрому ее попаданию в цилиндр, затем она смешивается с маслом и образует суспензию белого цвета. Чем больше дефект, тем серьезнее могут быть внутренние повреждения основных узлов авто, вплоть до разрыва поршневых колец, вылету клапанов или деформации шатунов.

В случае если проблема в прогорании прокладки, а часто этому предшествует перегрев мотора, или как говорят автолюбители «движок закипел», то такой дефект чреват повреждением плоскости головки. Однако встречаются ситуации, когда отсутствуют визуальные неисправности, тогда необходимо проверить герметичность головки. Вероятнее на ее стенке вы сможете обнаружить мелкие трещины и прочие дефекты.

Другая проблема связана с отсутствием герметичности в месте расположения прокладки на выпускном коллекторе. Сложность данного дефекта заключается в отсутствии видимых причин. При осмотре вы не обнаружите следов указывающих на проблему, однако, образуется масляная эмульсия с антифризом, и давление в системе стремительно падает. Этих признаков хватает, чтобы провести точную диагностику и выявить причину.

В случае если вы обнаружили белый густой выхлопной дым и сопутствующие ему повреждения, следует незамедлительно их устранить. Все они несут прямую угрозу нормальной работе основных узлов и агрегатов авто, а значит, легко могут вывести из строя ваш автомобиль.

Появление черного дыма в выхлопной трубе

Черный дым в выхлопной трубе указывает на не менее грозные неполадки в основных узлах автомобиля наряду и с белым. В основном появление именно черной копоти из выхлопной трубы связано с проблемами в системе питания, зажигания или впрыска. Копоть свидетельствует о неполном цикле сгорания топлива и соответственно, об увеличенном его расходе, нестабильной работе основных узлов и агрегатов авто, высоком выбросе токсичных веществ в окружающую среду.

Если рассматривать проблемы карбюраторных двигателей, то возникновения копоти из выхлопной трубы у них может возникнуть из-за неисправности поплавкового клапана или не отрегулированного угла опережения зажигания. Бензиновые двигатели уязвимы системой впрыска топлива, дефектами форсунок или поломкой датчиков.

Появление сизого дыма обычно связывают с попаданием масла в основные цилиндры. В отличие от водного белого дыма, масляный дым рассеивается очень медленно, а если поднести бумагу к выхлопной трубе, то визуально можно обнаружить масляные разводы.

Появление копоти из выхлопной трубы указывает на переобогащенную топливную смесь, что приводит к быстрому износу основных деталей цилиндра двигателя. Учитывая, что топливо неблагоприятно влияет на основную смазку деталей мотора, что может в итоге привести к износу и даже полной негодности деталей двигателя.

В случае если причина появления черного дыма связана с попаданием масла в топливную систему, то следует думать о дефектах поршневых колец или появлении зазоров клапанов основных направляющих втулок или потерей эластичности у маслосъемных колпачков.

Уязвимыми местами любого авто являются сальники и различные прокладки, изготовленные из резины. Они имеет свойство прогорать, изнашиваться и тем самым нарушать герметичность внутренних узлов. Все это приводит к попаданию масла в топливную систему, перерасходом масла и как следствие нарушением работы двигателя.

В любом случае эксплуатировать автомобиль с подобными дефектами чревато быстрым выходом из строя основных узлов авто, а капитальный ремонт или замена двигателя удовольствие недешевое, поэтому внимательно следите за любыми отклонениями от нормы в вашем автомобиле и своевременно проходите ТО

О чём может рассказать дым из выхлопной трубы

Дым из выхлопной трубы — один из верных признаков уже имеющейся или грядущей серьёзной поломки, требующей дорогостоящего и сложного ремонта. Он не просто может многое поведать о техническом состоянии автомобиля, но также помочь выявить и локализовать неисправность силового агрегата. Рассказываем, как научиться «читать» поломки по дыму и какими последствиями для вашего автомобиля он грозит.

Прежде чем приступить к изучению выхлопа, нелишним будет уяснить: обычно из трубы глушителя выходит вовсе не дым, а банальный водяной пар, который является побочным продуктом работы двигателя внутреннего сгорания. Ничего страшного в нём нет. Если только мотор вашего автомобиля уже не прогрелся, влажность воздуха умеренная, а температура на улице сильно плюсовая. И вот почему.

Белый дым

Дым из выхлопной трубы условно можно разделить на три вида в зависимости от цвета — белый (он же обычный водяной пар), сизый (или синий, кому как больше нравится) и чёрный (этот ни с каким другим не спутаешь). Каждый из них имеет свою первопричину и указывает на конкретные неисправности.

Начнём с самого простого и распространённого белого «дыма», или пара, что является намного более правильным определением.

Как мы отметили ранее, водяной пар — естественный побочный продукт работы двигателя внутреннего сгорания. Особенно активно он образуется при низкой температуре окружающей среды и повышенной влажности воздуха. При прогреве мотора появление пара является нормой даже в летнее время — он возникает из-за осаждения конденсата в системе выпуска, а также выходит при сгорании топлива, как бы парадоксально это ни звучало (да-да, в бензине вода в ничтожных количествах тоже присутствует).

Насторожиться стоит в случае, если автомобиль прогрет, на улице достаточно тепло, но выхлопная труба всё же «дымит», притом на других машинах ничего подобного не наблюдается. Заметили? Тогда принюхайтесь, возможно, вы ощутите нехарактерный неприятный запах — так «подгорает» антифриз, основу которого составляет вода.

Антифриз попадает в камеры сгорания двигателя, а далее в виде пара выбрасывается из выхлопной трубы. Причин его попадания в цилиндры немного: наиболее распространённая — пробой прокладки головки блока цилиндров, реже встречается чуть более неприятная — микротрещины в самом блоке. На некоторых моторах не исключено попадание «охлаждайки» через негерметичный впускной коллектор с системой подогрева. Во всех случаях из расширительного бачка будет уходить антифриз (не заметить это весьма сложно), кроме того, он может начать смешиваться с маслом и попадать в картер двигателя.

Ремонт потребует внушительных вложений и частичной разборки мотора. Иногда вкладываться в устранение данной неисправности нецелесообразно по финансовым причинам — выгоднее приобрести заведомо рабочий контрактный движок. Отметим, что даже самые лучшие прокладки ГБЦ редко без последствий переживают 200–300 тыс. км пробега.

Сизый (синий) дым

Сизый или синий дым — уже вовсе не пар, а продукт сгорания моторного масла. Оттенков такого дыма может быть много, однако ни с белым, ни, тем более, с чёрным спутать его не получится. Насыщенность и цвет такого дыма зависят от степени поломки и объёмов сжигаемого масла. Запах у сизого дыма тоже особенный, напоминающий тот, что исходил от старых советских мотоциклов и мопедов с двухтактными моторами без системы раздельной смазки. Сопутствующий признак поломки — сильный масложор.

Если вы всё же не уверены, что ваш дым связан с попаданием масла в камеры сгорания, подставьте к выхлопной трубе лист белой бумаги — капли на нём будут иметь жирные разводы.

Основных причин попадания масла в цилиндры всего две. Первая — сильный износ деталей поршневой группы — поломка или залегание колец, задиры на зеркале цилиндра (на всё это указывает падение компрессии). Данная неисправность тянет за собой капитальный ремонт двигателя либо полную его замену. Вторая причина намного более «приятна» и требует копеечных вложений — износ маслосъёмных колпачков. Последние исправно служат не больше срока работы прокладки ГБЦ и легко меняются без разборки движка в любом автосервисе. Благо стоит комплект таких деталей (к слову, сильно унифицированных) всего несколько сотен рублей.

На турбированных моторах масло может попадать в систему выхлопа и из-за неисправностей турбокомпрессора — износа подшипников и уплотнителей ротора. Ещё одна, более редкая причина появления масляного дыма — негерметичность клапанов и проблемы с системой зажигания. «Отловить» такой дым и найти его причину бывает непросто. В любом случае затягивать с ремонтом не стоит — этим вы лишь усугубите ситуацию.

Чёрный дым

Самый простой и «легкочитаемый» дым имеет чёрный цвет. Спутать его с каким-то иным невозможно.

Такой дым — верный признак переобогащения топливной смеси: бензин не успевает сгорать в цилиндрах и образует много сажи. При больших оборотах мотора дым может быть очень густым. Причины такой поломки кроются в негерметичности топливных форсунок или поломке электронных датчиков, влияющих на смесеобразование и зажигание. Дополнительными симптомами являются падение мощности мотора, неуверенный запуск и непривычно высокий расход топлива. Дизельные двигатели дымят интенсивнее бензиновых, в том числе из-за поломки сажевых фильтров.

Тянуть с устранением такой неисправности особенно чревато. Топливо, бесконтрольно поступающее в цилиндры, снимает со стенок масляную плёнку. Это, в свою очередь становится причиной задиров на зеркале и ускоренному износу поршневой группы. Детонация — неизбежный спутник поломки — разрушает мотор сильными вибрациями. Страдает и катализатор, в котором возникают повышенные температуры из-за догорающего в нём топлива. Порой бензина идёт столь много, что оно стекает в картер двигателя, где смешивается с маслом.

Любой из видов дыма — сигнал к тому, что вам следует немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля и передать его в руки специалистов. Промедление с ремонтом чревато выходом из строя всего силового агрегата. Однако, присмотревшись и принюхавшись, в большинстве случаев вы сможете самостоятельно диагностировать причину поломки, а значит, потратить на диагностику и ремонт значительно меньше средств. Как известно, мастера не прочь подзаработать на несведущих клиентах и успешно пользуются их доверием.

О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Дымом из выхлопной трубы автомобиль сигнализирует своему владельцу о неисправности

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных оттенков – белого, черного или синевато-сизого. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

О природе выхлопного дыма

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание бензина происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота.

Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Сравнительная характеристика выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает охлаждающая жидкость, а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего двигатель перегревается. Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения.

Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы. Наиболее распространенные сочетания таких факторов и возможные оттенки дыма мы сейчас рассмотрим подробней.

Происхождение белого дыма

Нередко, особенно в холодную погоду, на режиме прогрева холодного мотора можно заметить белый дым из выхлопной трубы. Появление белого облака (по сути являющегося не дымом, а паром) часто связано с полным остыванием двигателя за ночь. Водяной пар – это естественный спутник процесса сгорания топлива. Когда выпускная система остывает в течение ночи, вода конденсируется, а по мере того как система начинает прогреваться – конденсация воды уменьшается и теплое испарение становится видимым в холодном воздухе. Таким образом, густота белого дыма напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем холоднее на улице – тем более видимым становится белое облако. Кроме того, степень насыщенности пара связана также и с влажностью воздуха – при повышенной влажности пар сильнее густеет.

Каким же показателем «здоровья» автомобиля является наличие такого дыма из выхлопной трубы – плохим или хорошим? Это зависит от нескольких точек рассмотрения. Выхлоп с достаточным количеством водяного пара указывает на эффективную работу мотора. Однако что касается непосредственно выхлопной системы, то интенсивное образование белого пара нельзя назвать хорошим признаком ее работы. Если такой пар появляется даже в теплую погоду – нужно проверить цилиндры на предмет попадания в них охлаждающей жидкости. При этом особое внимание следует уделить проверке герметичности прокладки головки блока.

В состав охлаждающей жидкости входит вода – и при попадании в цилиндры она не успевает испариться в процессе сгорания топлива, что и приводит к образованию белого дыма-пара. Кстати, иногда он может приобретать маслянистый сизоватый оттенок – это также зависит от состава охлаждающей жидкости. Вообще отличить дым от пара легко: пар рассеивается практически сразу, а после дыма в воздухе на некоторое время остается легкий туман. Также следует знать, что попадание жидкости в цилиндры приводит к интенсивному загрязнению свечей зажигания, от чего они начинают искрить, и в итоге цилиндр не может работать полноценно.

Плотность белого дыма зависит от влажности и температуры воздуха

Также интенсивное выделение белого дыма из выхлопной трубы может свидетельствовать о том, что ранее двигатель не прогревался до необходимой температуры – например, из-за того, что автомобиль передвигался только на короткие расстояния. В этом случае некоторое количество воды обязательно остается в глушителе и выхлопных трубах, а это «не есть хорошо», поскольку может повлечь за собой возникновение очагов коррозии.

Сизый дым (возможно, с синеватым оттенком)

Следующим в нашей классификации дымов рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. В большинстве случаев появление сизого и синего выхлопного дыма имеет «масляную» природу. Обычно такая ситуация связана со сгоранием масла в цилиндрах – чаще всего это касается автомобилей старых марок, поскольку их двигатели уже находятся на достаточно высокой степени износа. Стенки цилиндра в таких моторах истончаются, и поэтому поршневые кольца уже не в состоянии обеспечивать надлежащее уплотнение. В результате масло удаляется плохо, его расход растет, а компрессия понижается – именно поэтому «уставшая» машина начинает дымить сизым или синим выхлопом.

В некоторых ситуациях, когда износ мотора еще не критичен, цилиндры могут оставаться в достаточно неплохом состоянии, а причина сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, заключается только в закоксованных кольцах. Особенно часто кольца коксуются и, соответственно, теряют подвижность, когда автомобиль долгое время работает на некачественном топливе (это же касается и масла). Так или иначе, но при появлении сизо-синего дыма, автовладельцу волей-неволей следует задуматься о серьезном ремонте с полным перебиранием двигателя.

Сизый выхлоп может предупреждать об износе поршневых колец…

Однако бывают и менее фатальные причины – например, маслосъемные колпачки, которыми уплотняются стержни клапанов. Поскольку они изготовлены из резины, то также со временем могут потерять первозданную эластичность, что влечет за собой просачивание масла. В этих случаях масло через зазоры попадает в коллектор впуска, а оттуда – в камеру сгорания, что и является условием для появления сизого выхлопа. Разумеется, если дело в колпачках, то устранение неполадки обойдется автовладельцу значительно дешевле, нежели полный разбор и профилактика мотора.

Достаточно часто возникает проблема, когда масло расходуется из-за некорректной работы системы вентиляции, в данном случае – вентиляции картера двигателя. При этом масло попадает в картер из-за того, что давление в цилиндре повышается настолько, что уплотнение поршней уже не справляется с отработанными газами, образующимися при сгорании топлива. Именно «благодаря» избыточному давлению и сгоранию нежелательных газов и появляется нехарактерный дым из выхлопной трубы. Двигатель пытается самостоятельно откачать газы, сообщаясь при этом с системой впуска. Из-за этого газы повторно сгорают, а затем уходят через выхлопную трубу. Главный вред при этом наносит масляный «туман», который тянется за газами внутрь мотора и взаимодействует с его деталями, что и приводит к появлению сизо-синего дыма из выхлопной трубы.

…или о неполадках в вентиляции картера двигателя

С этими нежелательными процессами призвана справляться именно система вентиляции: в исправном состоянии она должна отделять масло и регулировать скорость потока (поскольку двигатель работает по принципу насоса и способен создавать слишком высокое разряжение во впускной системе). Итак, если вентиляция испорчена – расход масла, соответственно, увеличивается. Однако если говорить о стоимости устранения этой проблемы – то она достаточно невелика, особенно если владелец четко осознает, с чем имеет дело, и не позволит себя обмануть работникам станции техобслуживания.

Черный дым – причина в топливе

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха.

Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива. Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить.

Это связано с тем, что в дизельных двигателях состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности. Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей.

Черный цвет дыма из выхлопной трубы обусловлен наличием сажи

На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые).

Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество бензина. Следует помнить, что использование некачественного бензина может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Видео — белый дым (пар) двигателя

Видео — появление синего дыма из выхлопной трубы

Видео — холодный запуск Nissan Skyline и появление чёрного дыма из него

Заключение!

Итак, дым из выхлопной трубы, независимо от своего цвета, не должен оставлять автовладельца равнодушным – ведь, таким образом, машина сигнализирует о неполадках. Желаем всем нашим читателям исправных автомобилей и бездымных поездок!

О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

Всем известно, что цвет дыма выхлопных газов, это всегда оценка правильной работы мотора транспортного средства.

Всегда необходимо смотреть на дым, когда двигатель прогрет. Мотор прогревается, при этом использует избыток топлива, которое не всегда сгорает до конца.

Наличие белого дыма – скорее всего в камеру сгорания попадает ОЖ, вода, тосол или антифриз. Такая работа может привести к перегреву двигателя, а соответственно и деформации головки блока.

Черный дым из выхлопухи, чаще встречается у дизельных моторов. Причин на самом деле несколько. Дымит не прогретый мотор. Неисправность свечей накаливания или их системы управления, немного зажаты клапана, компрессия немножко снижена.

Двигатель хорошо прогрет, но идет черный дым. Проблема с доступом воздуха, плохо работает воздушный фильтр (необходимо заменить), некачественное топливо (низкое число, много примесей), проблемы с форсунками (плохо распыляют), впрыск, нарушена регулировка. Следует устранять неисправности или мотор может выйти из строя.

Очень часто подобные проблемы случаются с карбюраторной системой впрыска или зажиганием топлива.

Из выхлопной трубы сизый дым с характерным запахом соляры. Проблемы в запоздалом впрыске, снижена компрессия цилиндров, может привести к тому, что прогорят клапана. Придется их менять.

У бензиновых моторов, похожий дым с запахом гари, указывает на признак износа турбины. Ее ремонтировать или на время глушить.

Синий дым и пахнет маслом означает одно, в топливо попадает масло, как вариант повреждены сальники клапанов. Необходимо срочно их поменять.

  • Мы в соцсетях:
  • Одноклассники,
  • Facebook,
  • Вконтакте

Обсудить

Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

о гибели клапанов и прокладок)))

В этом году один из самых неординарных мировых автомобильных брендов отмечает 100-летний юбилей. В биографии Bentley много интересных страниц. Многие из них связаны с самыми яркими моделями. Расскажем о них немного.

Итак, ровно сто лет назад, Уолтер Оуэн Бентли с товарищами создал компанию, присвоив ей собственное имя. Но в те годы он наверняка и представить себе не мог, во что выльется его затея. Между тем, столетняя история бренда вобрала в себя и спортивные достижения, и периоды краха, и переход под крыло более финансово благополучных гигантов. И все же это не помешало Bentley сохранить свою идентичность и принадлежность к элите мирового автопрома. Давайте вспомним, какие модели символизировали собой эту элитарность.

Bentley 3L. Лицом бренда стала модель, созданная в год основания компании в 1919 году. Автомобиль оснащался двигателем с четырьмя цилиндрами, который выжимал 70 лошадиных сил. Одним из достижением модели является победа на гонке «24 часа Ле-Мана» всего спустя пять лет после создания. Название модель получила благодаря объему двигателя – три литра. Сегодня увидеть эту машину, наверное, можно разве что в музее.
Bentley Mark-VI. Спустя год после окончания Второй мировой войны, Bentley Motors выпустил Mark VI, созданный на шасси Rolls-Royce. Стальной кузов выпускался как с двумя, так и с четырьмя дверями. На машину устанавливали мощные двигатели объемом 4,3 и 4,6 литра мощностью 260 и 280 лошадиных сил. Вряд ли вы сегодня найдет такой автомобиль не только на российском, но и на международном рынке, разве что у коллекционеров.
Bentley State Limousine. Обратимся к более современным моделям. Например, State Limousine известен тем, что на нем на променад выбиралась сама монаршая особа Елизавета II. Для безопасности британской королевы автомобиль производился с бронированным кузовом. Таких машин было собрано всего две. На эту эксклюзивную модель устанавливается восьмицилиндровый двигатель мощностью в 406 «лошадей». Естественно, в продажу в нашей стране эта модель не поступает.
Bentley Bentayga. Одно из свежих творений – мощный кроссовер с двигателем на 635 лошадиных сил, который произвел фурор в своем классе в 2015 году. Производитель, который теперь является одним из подразделений Volkswagen, сконструировал модель на «немецкой» базе MLB. Кроме того, создана первая для этого бренда версия в гибридном исполнении. Стоит эта модель в России почти 16 миллионов рублей.

Bentley Continental GTC. Закрывает список самая современная модель, созданная на базе инновационных разработок. Новое поколение этого автомобиля выпущено в 2018 году. Кабриолет базируется на той же платформе, что и другой яркий автомобиль из разросшегося семейства VW Group – Porsche Panamera. Как и все нынешние представители Bentley, этот автомобиль оснащен мотором колоссального объема и мощности – 6 литров и 626 лошадиных сил соответственно. Стоимость автомобиля – около 16,5 миллиона рублей.

Итог: Несмотря на потерю независимости, бренд Bentley за сто лет все же оставил свой яркий след в истории автомобильной промышленности, завоевав уважение и благодарную аудиторию. Честь возить королеву надо заслужить. Сложные периоды бывают в жизни любой компании, особенно если она просуществовала целый век. Поэтому остается только поздравить Bentley с юбилеем и пожелать новых проектов и моделей, которые продолжат прославлять компанию.

Обновленная Toyota C-HR будет разработана в версии GR Sport.

Экстерьер машины отличается от предыдущего варианта новым передним бампером, модернизированной головной оптиков и задними фонарями. Кроме того, в салоне машины использован новый материал отделки, установлены спортивные сиденья и современная мультимедийная системам с большим цифровым экраном, на который выводятся все функции управления автомобилем.

С технической стороны, изменения коснулись подвески и усилителя руля, которые были доработаны конструкторами бренда. Под капотом установлен 1,2-литровый силовой агрегат, мощность которого 116 лошадиных сил. В паре с ним работает механическая коробка передач и система переднего привода.

При этом, гибридная версия Toyota C-HR GR Sport оснащена 1,8-литровым силовым агрегатом, мощностью 98 лошадиных сил, а также электромотором, выдающим 72 лошадиные силы. Здесь пару силовой установке составляет автоматическая коробка передач.

Авторы известного канала Car Benchmarks в социальных сетях провели необычное исследование, сравнив два современных спорткара.

Дым из выхлопной трубы: о чем расскажет цвет?

Если с автомобилем вдруг стало «что-то не так», имеет смысл в порядке контрольной проверки заглянуть под задний бампер. Дым из выпускной системы и его цвет может многое рассказать о здоровье двигателя. И поверьте, рады вы не будете.
Любимая машина, сверкающая бликами от вечерних фонарей, затихла. Лишь жар из-под капота вызывает дрожь воздуха, а выпускной тракт, остывая, потрескивает… Посмотреть в ее «глаза», предвкушая новую встречу, — привычный и почти обязательный ритуал для увлеченного, преданного владельца. Но часто ли вы обращаете внимание на то, что «выдыхает» автомобиль? Нет? А зря…

Окей, вы владелец свеженькой «ласточки» и возможные проблемы с двигателем и его системами вас как будто не касаются. Зато обладателям подержанной техники некоторая бдительность – не переходящая в фанатизм и фобии, конечно же, не повредит.

Белый дым из выхлопной трубы причины

Из выхлопной трубы в режиме прогрева идет быстро рассеивающийся пар, а на самом ее крае появляются капли воды? Расслабьтесь и езжайте с миром по своим делам: это просто влага в выпуске, которая по мере оживления мотора «парит» и конденсируется. Влажность воздуха и его температура влияют на цвет и плотность «выдоха» — скажем, чем холоднее за бортом, тем он гуще и белее. Разумеется, этот эффект наиболее заметен при низких температурах зимой. Но если мотор прогрет, на улице отнюдь не крещенские морозы, а двигатель выплевывает белую завесу, то… похоже, вы приехали.

Можно не ждать новых сводок Гидрометцентра: такой признак может свидетельствовать о попадании антифриза в камеру сгорания в результате пробитой прокладки головки блока цилиндров или даже трещины в головке блока.

Удостовериться в подозрениях попадания охлаждающей жидкости в камеру сгорания можно по другим признакам. На неотвратимое приближение ремонта укажет падение уровня антифриза в расширительном бачке, образование масляной пленки на его поверхности и эмульсии в двигателе, которая может быть разного цвета — от светло-голубого до желтоватого. Наконец, подсказкой станут очень чистые свечи, отмытые от нагара антифризом. Если ваши подозрения подтвердились, то помните — эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью нельзя. Перегрев из-за прорыва газов в систему охлаждения станет вашим постоянным спутником, а эмульсия резко ускорит износ деталей и без капитального ремонта обойтись уже не получится.

Актуальные Автоновости

Черный дым из выхлопной трубы причины

Еще один неприятный, но не столь тяжелый случай – «спецэффект» в виде черного дыма с характерным запахом. Симптом говорит о том, что двигатель «богатит» — смесь не оптимальна по своей пропорции и в ней слишком много топлива, которое сгорает не полностью. Другие намеки на проблему водитель заметит даже раньше — у машины резко возрастет аппетит, а тяга заметно снизится.

Причин недостойного поведения множество и первое, на что стоит обратить внимание, это на корректность работы системы питания. Например, на форсунки. Кстати, в особо тяжелых случаях при переливе топлива с агрегатом может случиться… гидроудар! Это частный случай, но полностью исключать его нельзя — владельцы BMW с 4,4-литровой наддувной «восьмеркой» N63 в курсе.

Виновником «задымления» может оказаться и приказавший долго жить кислородный датчик. Конечно же, корни сего зла следует искать при помощи компьютерной диагностики, но далеко не всегда они глубоки. Еще один «легкий» вариант — забитый воздушный фильтр, перекрывший кислород мотору.

Сизый дым из выхлопной трубы причины

Ничуть не лучше, если под нагрузкой вас преследует синее облако дыма, являющееся намеком на износ цилиндро-поршневых колец и сопровождающееся увеличенным расходом масла. Впрочем, последнее не обязательно — в этом случае в негодность могли придти маслосъемные колпачки, которые со временем утрачивают эластичность и превращаются в подобие пластмассы.

Так называемый «масляный» дым легко диагностируется листком бумаги, поднесенной трубе — если на ней остались характерные пятна, а смазка расходуется немногим меньше топлива, то ваш автомобиль явно просится на ремонт. Разумеется, мы категорически не советуем доводить двигатель до состояния, когда на разгоне образуется дымовая завеса. Или, что еще хуже, угар масла оказывается столь значительным, что нейтрализатор в системе выпуска не справляется и дымком тянет даже при обычных эксплуатационных режимах. Рекомендуем регулярно проверять уровень масла — так хотя бы можно узреть грядущие проблемы на подступах.

Ежели вы все-таки столкнулись с «масляной» напастью, то для начала можно обойтись раскоксовкой и попробовать оживить залегшие кольца. Но не рассчитывайте на чудеса и решение проблем малой кровью: двигатель может пребывать в состоянии, когда «поздно пить Боржоми» (читай, лить химию). К особо тяжелым случаям «ужора» масла относятся задиры в цилиндрах – настоящее проклятье самых разных агрегатов, среди которых есть, например, творения Volkswagen Group. Эту проблему может провоцировать как попадание абразивных частиц, так и перелив форсунок, смывающий масляную пенку.

Интересно, что повышенное потребление смазочного материала далеко не всегда является прерогативой старых машин с видавшей виды цилиндро-поршневой группой. Подобная проблема была у рядного шестицилиндрового двигателя BMW N52B25 образца первых лет выпуска, который отличался масляным аппетитом буквально с младенчества – из-за проблемы с компрессионными кольцами. Замена на новые, по мнению некоторых матерых сервисменов, не панацея, и здоровый сон вернется лишь после установки модернизированных поршней.

Дым из выхлопной трубы

О многих своих неисправностях автомобиль может «рассказать» хозяину самостоятельно. Важно замечать эти признаки и своевременно устранять найденные неисправности своего «железного коня». Одним из главных признаков неисправности двигателя автомобиля можно считать дым из выхлопной трубы. Он является лучшим индикатором неисправности двигателя, так как имеет разные цвета, которые помогают определить суть проблемы. Постараемся разобраться, что означают разные цвета дыма из выхлопной трубы и на что следует обратить особое внимание.

Что означает белый дым выхлопа?

Если, прогревая утром свой автомобиль, вы обнаружили выходящий из выхлопной трубы дым белого цвета, то пугаться не стоит. Данное явление представляет собой влагу, которая оседает в выхлопной системе после сгорания топлива. На холодном двигателе при запуске, он начинает испаряться и выходить из выхлопной трубы в виде густого белого пара. Если на улице стоит холодная погода, то дым будет образовываться постоянно, а в морозы будет еще гуще. Это абсолютно нормальное явление и бояться его не нужно.

Однако, возникновение белого дыма в теплую погоду должно насторожить. На самом деле, это даже не дым, а пар, который представляет собой частицы воды или тосола, которые попали в камеру сгорания. Чем гуще такой пар, тем больше жидкости попадает в цилиндры двигателя.

В первую очередь, необходимо убедиться, что именно попадает в цилиндры – масло или охлаждающая жидкость. Для этого следует провести достаточно легкий способ диагностики.

1. Автомобиль необходимо завести и прогреть до рабочей температуры. После этого, берется чистый лист белой бумаги и прислоняется к выхлопной трубе. Если это окажется паром, то бумаге не будет ни каких следов. В том случае, когда на листе образуются масляные следы, то проблема не в системе охлаждения.

2. Если это все-таки не масло, то, скорее всего, повреждена прокладка ГБЦ или блок цилиндров. В случае с последним, возможно появление маленьких трещин, которые невозможно отследить невооруженным глазом. Через эти дефекты, охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания и выходит в виде пара через выхлопную систему автомобиля. Данную теорию может подтвердить постоянное образование воздушных пробок в системе охлаждения.

3. Контрольными признаками можно считать пузыри в расширительном бачке при появлении нагрузки на двигателе. Помимо этого, тосол может пахнуть гарью, которая просачивается через повреждения в блоке или прокладке головки блока цилиндров.

Видео – Белый дым из глушителя, метод определения неисправности

Последствия данного явления вполне серьезны и могут привести к поломке двигателя. Жидкость, которая падает в цилиндры двигателя, стекает вниз и разбавляет моторное масло. После этого, масло теряет свои смазочные свойства, и детали всего механизма постепенно начинают работать в сухую, ускоряя износ. Кроме того, жидкость скапливается под поршнем и создает определенное давление в картере, которое значительно превышает норму. В конечном итоге, происходит гидравлический удар, который наносит вред большому количеству деталей.

Дым из выхлопной трубы синего цвета (сизый дым)

Сизый дым прямо указывает на плохую герметичность камеры сгорания. Это означает, что туда попадает большое количество масло, которого там быть не должно. Виной этому могут быть изношенные поршневые кольца или плохая герметичность клапанов по отношению к камере сгорания.

Такой дым может быть различных оттенков. Независимо от плотности синего цвета, данное явление прямо указывает на попадание масло в цилиндры. Такой процесс обязательно сопровождается повышенным расходом масла. Данный признак является самым главным.

Причиной износа поршневых колец и клапанов может быть длительный перерыв в эксплуатации автомобиля. Например, автомобиль год стоял без движения и его двигатель ни разу не запускали. В этом случае, данная проблема может пройти сама, если залить в цилиндры специальное средство, которое разъедает масляный нагар. Однако, если проблема вызвана износом поршневых колец, то необходимо их заменить, так как ремонту они не подлежат.

К чему может привести попадание масло в цилиндры двигателя? Прежде всего, теряется компрессия и увеличивается давление в картере двигателя. Потеря компрессии непременно ведет к снижению мощности двигателя, в то время как расход топлива возрастает.

Что касается спортивных автомобилей, то проблема может скрываться в турбокомпрессоре. Если он не герметичен, то его необходимо заменить или отремонтировать. Как и во всех случаях, сопровождается большим расходом смазочного вещества.

Появление черного дыма из выхлопной трубы

Черный дым указывает на большое обогащение топливной смеси. Такое бывает, когда бензина подается в большем количестве, чем это положено. Такая неисправность появляется вместе с повышенным расходом топлива и потерей развиваемой мощности. Кроме того, выхлопные газы становятся намного опаснее для здоровья, двигатель же запускается намного труднее.

Для разных систем подачи топлива характерны разные причины появления черного дыма. В карбюраторных двигателях черный дым появляется из-за перелива в поплавковой камере или неисправности специального игольчатого клапана. Не исключено, также, забивание жиклеров и неправильная регулировка карбюратора.

В случае с инжекторным двигателем проблема намного серьезнее. В первую очередь необходимо проверить герметичность форсунок. Если хотя бы одна из них протекает, то бензин во время стоянки автомобиля накапливается над поршнем. При запуске двигателя возникает соответствующий гидравлический удар, который может вывести из строя клапанный механизм и поршневую группу.

Если черный дым появляется на автомобилях с дизельным двигателем, то здесь проблема скрывается в топливном насосе высокого давления. Вполне распространены случаи, когда черный дым появляется и при неправильной установке угла опережения зажигания.

В любом случае, если вы обнаружили черный дым из выхлопной трубы, то необходимо срочно принять определенные меры и ограничить эксплуатацию автомобиля, чтобы избежать дальнейших осложнений неисправности.

Это все, что нужно знать о значениях цветов дыма выхлопной системы. Старайтесь уделять им максимум внимания, и тогда ваш автомобиль ответит вам надежностью.

О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Дымом из выхлопной трубы автомобиль сигнализирует своему владельцу о неисправности

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных оттенков – белого, черного или синевато-сизого. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

О природе выхлопного дыма

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание бензина происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота.

Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Сравнительная характеристика выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает охлаждающая жидкость, а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего двигатель перегревается. Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения.

Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы. Наиболее распространенные сочетания таких факторов и возможные оттенки дыма мы сейчас рассмотрим подробней.

Происхождение белого дыма

Нередко, особенно в холодную погоду, на режиме прогрева холодного мотора можно заметить белый дым из выхлопной трубы. Появление белого облака (по сути являющегося не дымом, а паром) часто связано с полным остыванием двигателя за ночь. Водяной пар – это естественный спутник процесса сгорания топлива. Когда выпускная система остывает в течение ночи, вода конденсируется, а по мере того как система начинает прогреваться – конденсация воды уменьшается и теплое испарение становится видимым в холодном воздухе. Таким образом, густота белого дыма напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем холоднее на улице – тем более видимым становится белое облако. Кроме того, степень насыщенности пара связана также и с влажностью воздуха – при повышенной влажности пар сильнее густеет.

Каким же показателем «здоровья» автомобиля является наличие такого дыма из выхлопной трубы – плохим или хорошим? Это зависит от нескольких точек рассмотрения. Выхлоп с достаточным количеством водяного пара указывает на эффективную работу мотора. Однако что касается непосредственно выхлопной системы, то интенсивное образование белого пара нельзя назвать хорошим признаком ее работы. Если такой пар появляется даже в теплую погоду – нужно проверить цилиндры на предмет попадания в них охлаждающей жидкости. При этом особое внимание следует уделить проверке герметичности прокладки головки блока.

В состав охлаждающей жидкости входит вода – и при попадании в цилиндры она не успевает испариться в процессе сгорания топлива, что и приводит к образованию белого дыма-пара. Кстати, иногда он может приобретать маслянистый сизоватый оттенок – это также зависит от состава охлаждающей жидкости. Вообще отличить дым от пара легко: пар рассеивается практически сразу, а после дыма в воздухе на некоторое время остается легкий туман. Также следует знать, что попадание жидкости в цилиндры приводит к интенсивному загрязнению свечей зажигания, от чего они начинают искрить, и в итоге цилиндр не может работать полноценно.

Плотность белого дыма зависит от влажности и температуры воздуха

Также интенсивное выделение белого дыма из выхлопной трубы может свидетельствовать о том, что ранее двигатель не прогревался до необходимой температуры – например, из-за того, что автомобиль передвигался только на короткие расстояния. В этом случае некоторое количество воды обязательно остается в глушителе и выхлопных трубах, а это «не есть хорошо», поскольку может повлечь за собой возникновение очагов коррозии.

Сизый дым (возможно, с синеватым оттенком)

Следующим в нашей классификации дымов рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. В большинстве случаев появление сизого и синего выхлопного дыма имеет «масляную» природу. Обычно такая ситуация связана со сгоранием масла в цилиндрах – чаще всего это касается автомобилей старых марок, поскольку их двигатели уже находятся на достаточно высокой степени износа. Стенки цилиндра в таких моторах истончаются, и поэтому поршневые кольца уже не в состоянии обеспечивать надлежащее уплотнение. В результате масло удаляется плохо, его расход растет, а компрессия понижается – именно поэтому «уставшая» машина начинает дымить сизым или синим выхлопом.

В некоторых ситуациях, когда износ мотора еще не критичен, цилиндры могут оставаться в достаточно неплохом состоянии, а причина сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, заключается только в закоксованных кольцах. Особенно часто кольца коксуются и, соответственно, теряют подвижность, когда автомобиль долгое время работает на некачественном топливе (это же касается и масла). Так или иначе, но при появлении сизо-синего дыма, автовладельцу волей-неволей следует задуматься о серьезном ремонте с полным перебиранием двигателя.

Сизый выхлоп может предупреждать об износе поршневых колец…

Однако бывают и менее фатальные причины – например, маслосъемные колпачки, которыми уплотняются стержни клапанов. Поскольку они изготовлены из резины, то также со временем могут потерять первозданную эластичность, что влечет за собой просачивание масла. В этих случаях масло через зазоры попадает в коллектор впуска, а оттуда – в камеру сгорания, что и является условием для появления сизого выхлопа. Разумеется, если дело в колпачках, то устранение неполадки обойдется автовладельцу значительно дешевле, нежели полный разбор и профилактика мотора.

Достаточно часто возникает проблема, когда масло расходуется из-за некорректной работы системы вентиляции, в данном случае – вентиляции картера двигателя. При этом масло попадает в картер из-за того, что давление в цилиндре повышается настолько, что уплотнение поршней уже не справляется с отработанными газами, образующимися при сгорании топлива. Именно «благодаря» избыточному давлению и сгоранию нежелательных газов и появляется нехарактерный дым из выхлопной трубы. Двигатель пытается самостоятельно откачать газы, сообщаясь при этом с системой впуска. Из-за этого газы повторно сгорают, а затем уходят через выхлопную трубу. Главный вред при этом наносит масляный «туман», который тянется за газами внутрь мотора и взаимодействует с его деталями, что и приводит к появлению сизо-синего дыма из выхлопной трубы.

…или о неполадках в вентиляции картера двигателя

С этими нежелательными процессами призвана справляться именно система вентиляции: в исправном состоянии она должна отделять масло и регулировать скорость потока (поскольку двигатель работает по принципу насоса и способен создавать слишком высокое разряжение во впускной системе). Итак, если вентиляция испорчена – расход масла, соответственно, увеличивается. Однако если говорить о стоимости устранения этой проблемы – то она достаточно невелика, особенно если владелец четко осознает, с чем имеет дело, и не позволит себя обмануть работникам станции техобслуживания.

Черный дым – причина в топливе

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха.

Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива. Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить.

Это связано с тем, что в дизельных двигателях состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности. Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей.

Черный цвет дыма из выхлопной трубы обусловлен наличием сажи

На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые).

Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество бензина. Следует помнить, что использование некачественного бензина может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Видео — белый дым (пар) двигателя

Видео — появление синего дыма из выхлопной трубы

Видео — холодный запуск Nissan Skyline и появление чёрного дыма из него

Заключение!

Итак, дым из выхлопной трубы, независимо от своего цвета, не должен оставлять автовладельца равнодушным – ведь, таким образом, машина сигнализирует о неполадках. Желаем всем нашим читателям исправных автомобилей и бездымных поездок!

Ссылка на основную публикацию