“Народный” автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Идея создания легендарного автомобиля КИМ-10-50 восходит к 30-м годам бурного строительства социализма в СССР. Компартия и сам главнокомандующий И.В. Сталин поставили автопроизводителям страны сложную задачу – разработать небольшой легковой автомобиль, доступный простому человеку: крестьянину или рабочему. В качестве эксперимента на заводе КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи, позднее АЗЛК) решили выпустить советскую копию британской малолитражки Ford Prefect.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Подготовка

Шел 1933-год. Отношения с Америкой были неплохими, поэтому первые кузовные панели были заказаны у знаменитой американской автомобильной и авиационной компании Budd, (названной по фамилии основателя Эдварда Гоуэна Бадда). Компания обязалась доставить в порт Владивостока 500 штук штампов и готовых комплектов штампованных деталей кузовов.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Оборудование для штамповки и комплекты деталей были переданы Горьковскому автозаводу. В число смежников также попал ЗиС, отвечающий за подвеску и рамную конструкцию будущей малолитражки.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Описание и технические характеристики

В апреле 1939 завод КИМ вышел из состава Горьковского автозавода. Автономному предприятию было поручено организовать выпуск своих собственных малолитражных автомобилей.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Прототип выглядел современнее своих собратьев – имел:

  • 2 двери;
  • рамную конструкцию;
  • капот, который поднимался вверх.

Боковины капота являлись обтекателями фар. Модель получилась достаточно дешевой – около семи тысяч рублей. Даже по меркам того времени сумма была не большой.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Стилизацию под Ford Prefect выполняли:

  • отдел НАТИ под руководством Андрея Островцева;
  • художник ГАЗа Бродский, разработавший дизайн авто;
  • кузовщики с Горьковского автозавода.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Отличительные особенности советского авто от английского собрата:

  • Фары переехали на переднюю часть кузова (у Форда они на крыльях).
  • Капот сделали «аллигаторного» типа, что было необычно для того времени.
  • Передние сидения стали раздельными.
  • Широкие двери.
  • Боковые стекла сделаны опускающимися.
  • Высокая посадка пассажиров на заднем сидении.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

В будущей малолитражке планировалось улучшить комфорт пассажиров, например, установить в салоне часы и сделать регулировку передних кресел. Такие опции по тем временам были лишь в авто представительского класса.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Технические характеристики

  • Габариты: длина – 3,84 м, ширина – 1,43 м.
  • Максимальная скорость до 90 км/ч.
  • Расход топлива 9 л на 100 км.
  • Вес 0,84 т.

От английского собрата Ford Prefect остались:

  • двигатель – на 30 л.с. объемом 1,17 л;
  • 3-х ступенчатая МКПП;
  • крышка багажника, под полом которого лежала запаска;
  • зависимая подвеска на поперечной рессоре.

По форме кузова машина выглядела модно и стильно по своему времени и мало в чем уступала европейским малолитражкам.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

Планы, которым не суждено было сбыться

КИМ-10-50 планировалось превратить в настоящий советский народный автомобиль. В теории уже к концу 1942 года 10% советских семей , а к концу 1947 уже 80% должны были иметь КИМ-10.

Три первых прототипа были готовы в апреле 1940. Первоначально машина не устроила главнокомандующего. Основное, к чему были претензии – 2 двери вместо 4. В итоге автомобиль не допустили к серийному выпуску. Однако 500 штампованных деталей, которым теперь суждено было без дела пылиться на заводском складе, были куплены за валюту, поэтому в конце концов разрешение на выпуск двухдверной малолитражки было дано.

Испытания опытных образцов прошли в октябре и ноябре 1940 года. И автомобиль снова не пошел в серию из-за выявленных многочисленных поломок. Их основная причина – некачественно изготовленные мелкие детали. До конца 1940 с конвейера сошло всего лишь 16 машин.

"Народный" автомобиль СССР, доступный рабочему и крестьянину: проект, убитый войной

В январе были проведены все доработки и вплоть до начала войны КИМ выпустил около 400 автомобилей. В планах была разработка четырехдверного седана.

Такая машина и вовсе была пределом мечтаний советских граждан. Но этой мечте не суждено было сбыться, началась Великая Отечественная война, стало не до выпуска «народных» автомобилей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ASG