Корпус сабвуфера своими руками в машину

Как сделать сабвуфер для авто своими руками?

Как сделать сабвуфер в авто своими руками? Такой вопрос часто задают автолюбители, которых не устраивают готовые корпусные сабвуферы. В данной статье мы покажем, как можно сделать несложный качественный сабвуфер для авто своими руками.

Чтобы сделать сабвуфер, нам необходимо определиться с формой корпуса, типом акустического оформления и выбрать динамическую головку.

Форму корпуса сабвуфера выберем в виде усеченной пирамиды, как наиболее универсальную, со скошенной задней стенкой под углом в 23 градуса (практически у всех автомобилей спинка заднего ряда сидений наклонена именно на такой угол).

В качестве типа акустического оформления для корпуса сабвуфера выберем закрытый ящик. Это позволит легко получить предсказуемые результаты. Такие типы акустического оформления как фазоинвертор (bass reflex, vented box) и бандпасс (bandpass) рассматривать не будем, потому, что они требуют более сложных расчетов и настройки. Открытое оформление (Free air) тоже рассматривать не будем, так как оно подходит только для седанов.

Переходим к выбору сабвуферного динамика. Поскольку нам необходим динамик для закрытого ящика, то при его выборе необходимо руководствоваться таким параметром как добротность Qt. Этот параметр должен быть примерно 0,5 – 0,6. Если этот параметр равен 0,3 – 0,5, то такой динамик больше подходит для фазоинверторного оформления, а если Qt = 0,7 – 1,2, то такому динамику больше подходит открытое оформление. Из недорогих сабвуферных динамиков наш выбор пал на модель DS250 фирмы Hertz.

Согласно измерениям и рекомендациям журнала “Автозвук”, для динамика Hertz DS250 в акустическом оформлении закрытый ящик требуется объем порядка 23-28 литров. При этом АЧХ сабвуфера с учетом передаточной характеристика салона автомобиля получается линейной.

После определения требуемого объема приступаем к расчету и изготовлению чертежа корпуса сабвуфера. Передную стенку корпуса сабвуфера сделаем из ДСП толщиной 23 мм, а боковые – толщиной 20 мм. После того, как выпилили стенки корпуса сабвуфера нужных размеров и в нужном количестве, приступаем к сборке корпуса. Все соединения выполняем на клею ПВА и саморезах. Саморезы вкручиваем с шагом в 5 см, предварительно просверлив отверстие под них сверлом на 3 мм и раззенковав сверлом 10 мм под головки саморезов.

После того как собран ящик из боковых, верхней и нижней стенок, на одной из боковый сторон циркулем размечаем отверстие под акустический терминал.

И электролобзиком вырезаем отвертие.

Поскольку акустический терминал достаточно хлюпкий и при высоком давлении может создавать призвуки, то для этого экраннируем его небольшой коробочкой.

Эту коробочку промазываем клеем и на саморезах прикручиваем к боковине.

Рубанком срезаем все выступающие края корпуса сабвуфера.

Электролобзиком вырезаем в передней панели отверстие под установку динамика, которую на клею и саморезах крепим к корпусу.

Следующий этап, который нам предстоит пройти – это защитить от влаги и конденсата корпус сабвуфера, поскольку влага на ДСП действует разрущающе. Для этого мы пропитаем корпус мебельным нитролаком. Лучше эту процедуру провести на улице, т.к. лак вонюч и ядовит.

Так же пропитываем внутренний торец передней панели.

Следующий этап, который нам необходимо выполнить – это облагородить внешний вид. Для этого корпус сабвуфера обклеим карпетом. На обклейку нам понадобиться примерно 1,5 метра карпета. В качестве клея использовался нитролак.

Острым концелярским ножом вырезаем отверстие в карпете под динамик.

Корпус готов. Остался последний шаг – соединить сабвуферный динамик с акустическим терминалом и закрепить их в корпусе.

Сабвуфер, сделанный своими руками, готов! Можно подключать к усилителю и наслаждаться басами.

Как сделать корпус для сабвуфера?

В продаже существует масса готовых корпусов, но они не отличаются качеством. Тут может привлечь только цена, их стоимость составляет примерно 1000 рублей. Но материалы дешевые, сделанны из тонкой фанеры, нет жесткости ящика. Добиться с покупным корпусом правильного звучания сабвуфера не получиться.

Важно помнить, что хорошо сделанный корпус для сабвуфера существенно преобразит звучание. На практике, один и тот же сабвуферный динамик в различных коробах звучит совершенно по-разному, причем разница существенная на слух даже для неподготовленного слушателя.

Приступим к изготовлению

Для начала нужно определиться с формами и размером. По умолчанию будем считать, что у вас имеется чертеж ящика под саб. Если нет, то будет полезно узнать в статьях “Корпус для сабвуфера” и “Типы акустического оформления сабвуфера”. К тому же, производители в технической документации к динамику предлагают несколько вариантов размеров корпусов, исходя из его параметров. Чертежи для ящика под сабвуфер также можно найти на специализированных авто форумах по автозвуку.

Определимся с материалом для ящика. Существует два варианта, это либо MDF, либо многослойная фанера. Т.к. буду рассказывать про свой опыт изготовления корпуса для сабвуфера, то для себя я выбрал многослойную фанеру.

Во-первых, найти MDF в магазине непросто. Во-вторых, стоимость фанеры намного дешевле. При выборе фанеры нужно определиться с ее толщиной, чем она толще – тем жестче будет корпус и лучше в итоге звучание. Оптимальная толщина фанеры составляет 18 мм, что является разумным и по цене и по качеству, и она продается в любом строительном магазине.

Приступаем к постройке корпуса сабвуфера

Рекомендую, лицевую часть корпуса, на которой крепиться динамик, сделать двойной, а именно из двух листов фанеры. Т.е. получается, что общая толщина будет 36 мм. Это нужно для большей жесткости, ведь именно эта часть ящика оказывается самой слабой и нагруженной. Как вариант, можно сделать отверстие под динамик в первом листе обычного размера, а во втором (наружном) чуть большим, по внешнему диаметру динамика. В итоге получиться, что саб будет утоплен в корпусе. Это лучше выглядит с эстетической стороны.

Собираем ящик для сабвуфера. Листы фанеры между собой склеиваем клеем и прикручиваем с помощью саморезов. Количество саморезов должно быть примерно следующее: один саморез на один квадратный сантиметр площади стенки или через каждые 3-5 сантиметров. Не жалейте саморезы, прочность важнее. С помощью мебельных шурупов соединяем стенки корпуса будущего ящика между собой. Технология следующая: сначала просверливаем отверстие под мебельный шуруп, капаем каплю клея ПВА и закручиваем.

Приступаем к защите корпуса. Для этого существует специальный лак, который защищает древесину от влаги. Тут никаких проблем возникнуть не должно.

Для увеличения жесткости конструкции корпуса его нужно проклеивать изнутри вибро-изоляционными материалами. Данная процедура нужна, когда выбран не слишком толстый материал для изготовления корпуса, или для увеличения жесткости покупного ящика. По опыту, после данной операции, сабвуфер заиграл по новому – качественно и более быстро.

При сборе сабвуфера нужно уделить внимание проклейки стыков и соединений (особенно если тип вашего корпуса – закрытый ящик). Пристальное внимание нужно уделить месту, откуда выходят провода для сабвуфера. В качестве проверки герметичности – ящик заливают водой, но этот метод я считаю перебором.

Если после сбора и прослушивания сабвуфера вам не нравиться его звук, кажется слишком жестким, можно положить внутрь синтепон или обычную вату. Она требуется, чтобы улучшить качество звучания при неправильном конструировании ящика под сабвуфер.

Автомобильный сабвуфер – делаем сами

Есть автолюбители, которые не любят громкий и хороший звук, плюс глубокий и мощный бас в автомобиле? думаю есть, но таких людей очень мало. Хороший сабвуфер можно без проблем купить в магазине, для этого нужно потратить долларов 500 – за эти деньги удастся купить саб средней мощности с ящиком, усилитель, проводку для подключения последних, ионистор и еще несколько мелочей.

Автомобильный сабвуфер – делаем сами

Чистая мощность установки будет в районе 300 – 400 ватт. Но одно дело купить заводской и совсем другое дело собрать своими руками. Собрав своими руками можно не просто экономить, но и доставить лично себе кучу удовольствий – процесс довольно интересный, а конечный результат заставит вас гордиться собой – в этом вся прелесть жизни.

Начнем с того, что прикинем на уме образ будущей конструкции, прикинули ? а теперь за дело! Первым делом берем листочек и карандаш, рисуем примерную форму ящика, размеры не важны, поскольку расчет будем делать по специализированной программке. Для этого нам нужно скачать и установить программу JBL Speakershop – программа для расчета коробка сабвуфера.

Точные размеры ящика моего саба указывать не буду, поскольку был вынужден сделать его чуть поменьше, получилось в районе 50 литров. Головка SONY XPLOD, неоднократно применял эту головку в своих проектах по той причине, что она довольно хорошая, имеет высокие показатели и малую цену (в районе 60-80$) и смотрится очень неплохо. Заявленная максимальная мощность головки составляет 1000 Ватт, номиналка 300 ватт.

Сборка корпуса начинается с подгонки древесины. В моем случае использовал ДСП 20мм – довольно толстый материал. пилой были разрезаны доски нужных размеров. Отверстия под динамик и фазоинвертор выпилил электролобзиком.
После того, как у нас уже готовы все части коробка, начинаем процесс сборки последнего.

Изначально места стыковки покрываем клеем ПВА, затем стыкуем самоерзами. Саморезов не жалеть, поскольку в ящике образуется довольно большое давление и вибрация.

Собрать ящик желательно с помощником, для наиболее точной стыковки частей ящика. После того, как ящик собран, его нужно загерметизировать – силиконовым герметиком. Герметик имеет накаутирующий запах, поэтому операцию проводить на чистом воздухе.

После высыхания герметика (как право за один день) приступаем к обшивке ящика. Можно нанести грунт и просто покрасить его, либо обшит ковролином, в моем случае выбрал второй вариант.

Ковролин прикрепил к коробку с помощью канцелярских скрепок, получилось неплохо, скрепок почти не видно.
Внутреннюю поверхность коробка ничем не оформлял, фазоинвертор настроен на 37 Гц. Изначально планировал так, чтобы отверстие ФИ было в нижней части коробка (на полу), сам ящик имеет ножки с высотой 3 см. Ножки были куплены в магазине, комплект из 4-х таких ножек стоит 150руб. Ножки пластиковые, крепятся саморезами, которые идут в комплекте.

Контактные клеммы – тоже брал в магазине, есть специализированные под сабвуфер ( по размерам, больше, чем обычные). Такая клемма стоит в районе 70 руб, довольно удобный и недорогой вариант.

Сзади пробурил отверстие под клеммы (сверлил дрелью, лобзиком проще, но увы к тому времени пилки все переломал, а на дворе стояла ночь, магазины закрыты). Провод от динамика к клеммам брал 2 по 2,5 квадрата. Динамик крепится саморезами 3см, общее количество 10.

В следующий раз мы рассмотрим конструкцию усилителя для этой махины.

Ссылка на основную публикацию